Петербуржцам показали реликвии русского музыкального искусства
Музыкальная библиотека уже почти полтора века является хранилищем материалов (партитур, клавиров, рукописей), которые были необходимы для исполнения музыкальных произведений, включенных в репертуар придворного, а теперь и филармонического оркестра. Благодаря масштабу коллекции – фонд библиотеки насчитывает около 166 тысяч единиц хранения – она теперь может служить еще и неплохим учебником истории. Журналистам «Петербургского дневника» удалось взглянуть на несколько реликвий, связанных с русским музыкальным искусством позапрошлого столетия.
«Нам показалось интересным проиллюстрировать на примере именно этих уникальных артефактов не только музыкальную историю нашей страны, но и социально-политическую. Они затрагивают события, составляющие код нашей культурной памяти», – подчеркнула заместитель директора Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор.
От князя к императору
Одной из таких «реперных точек» является, к примеру, экземпляр партитуры оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (12+), выпущенный издательством известнейшего мецената Митрофана Беляева. Уникальность этого документа заключается в том, что это первое издание нотных материалов оперы «Князь Игорь», и в том, что оно находилось в личной библиотеке Александра III. О чем свидетельствует экслибрис (специальный знак, удостоверяющий владельца книги) на первой странице.
«Ну и, разумеется, тот факт, что книга была поднесена самому императору, говорит о его неподдельном внимании к популяризации отечественной истории. Думается, что такой исторический пример сейчас очень актуален», – отметил кандидат искусствоведения, заведующий Музыкальной библиотекой филармонии Павел Дмитриев.
Борьба и вера
Обильную пищу к размышлениям дает и книга, озаглавленная «Музыкальные досуги Н. Огарева». Оказывается, неистовый борец за либеральные ценности и сподвижник Герцена был еще и композитором! И представленное издание как раз содержит написанные им музыкальные произведения, которые позволяют взглянуть на личность этого человека под непривычным ракурсом. К примеру, один из музыкальных экзерсисов фортепиано под названием «Гатчина полька» имеет не лишенный лирической интонации отсыл к императорскому дому. А романс, написанный на произведение Пушкина «Дар напрасный, дар случайный», является одновременно еще и… полемикой с великим поэтом.
Ведь Николай Огарев не просто положил на свою музыку бессмертные стихи, но вставил в некоторые строки слова из письма митрополита Филарета, написанного поэту в качестве ответа на это довольно пессимистическое по духу произведение.
«Получается удивительная вещь – Николай Огарев вместе с митрополитом как бы поправляют поэта, говоря о Боге и меняя тем самым тональность и задавая большую глубину стихотворению», – отметил Павел Дмитриев.
Доступное сокровище
Вообще-то о каждом из представленных журналистам раритетов можно рассказывать очень долго. Вот, скажем, рукописный и печатный экземпляры партитуры романса Глинки «Ночной смотр» с авторским листом, на котором рукой великого композитора начертано название. Или, скажем, партитура «народной музыкальной драмы» Мусоргского «Борис Годунов» (12+), приобретенная в 1899 году Придворным оркестром для исполнения.
В любом случае главная цель «презентации» таких реликвий – не столько удивить, сколько сообщить, что Музыкальная библиотека – это не хранилище недоступных сокровищ. Имеющаяся коллекция, оказывается, доступна для исследователей и для простых ценителей музыки и музыкальной отечественной истории. Не зря же она называется библиотекой.