Яндекс.Метрика
  • Денис Минкин

Денис Минкин: «Эффективен в рутине»

Директор СПб ГУП «Горэлектротранс», член редакционного совета издания «Петербургский дневник» – о современных трамваях
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Сегодня уже более 200 трамваев петербургского «Горэлектротранса» оснащены системой активной помощи водителю на базе искусственного интеллекта. Все новые трамваи начиная с 2022 года оснащаются системами активной безопасности. Их задача – помощь водителю в предаварийных ситуациях. Они способны распознавать помеху на пути трамвая (машину, человека, сугроб), прогнозировать ее появление, рассчитывать необходимое ускорение и торможение, предупреждать водителя и в случае экстренной необходимости останавливать трамвай.

На прошлой неделе мы показали возможности уже не просто системы активной помощи, которая внедрена на наших линейных городских трамваях, а полноценного ИИ-автопилота. В рамках «Петербургского конкурса водителей трамвая – 2024» провели первые в истории заезды трамвая без водителя. Уже сегодня трамвай умеет самостоятельно управлять бортовыми приборами, учитывать дорожную ситуацию и выбирать режим движения, распознавать пешеходов и реагировать на них, учитывать сигналы светофора, при появлении человека на путях выполнять торможение с учетом своей скорости движения.

Результат этого конкурса демонстрирует, что автопилот уже может соревноваться наравне с человеком по определенным критериям. Но мы должны понимать, что для нас, конечно, человек во сто крат дороже, чем этот робот. И политика «Горэлектротранса» в части разработки систем с искусственным интеллектом направлена сегодня на обеспечение безопасности, а не на замену водителя роботом.

Я не знаю, как будет через 5-10-20 лет. Но пока мы настроены на то, что автопилот страхует водителя в сложных ситуациях, помогает ему в ситуациях усталости, которые естественны для человека, однако не заменяет водителя полностью. Робот эффективнее там, где есть рутинные функции, где нужна высокая точность. В рутинных функциях робот переиграет человека. В интеллектуальных, надеюсь, что нет.

Мы не ставим сегодня задачи ездить по улицам Петербурга без пилота. Я вообще не уверен, что такая задача будет когда-нибудь стоять перед человечеством. Жизнь покажет.

Закрыть