С Пушкиным по жизни: как театр «Монплезир» отмечает 225-летие поэта
Режиссер Игорь Ларин, создатель театра «Монплезир» и один из организаторов театра «Особняк», посвятил Пушкину всю жизнь. Работая во множестве российских театров, он старался включать Пушкина во все программы, будь то лирические моноспектакли или, скажем, новое прочтение «Маленьких трагедий».
Недавно театр «Монплезир» стал победителем конкурса грантов. Проект-победитель называется «Прогулки с Пушкиным». Он реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и рассчитан на вовлечение в театральное искусство молодых людей с ментальными нарушениями. Все они – подопечные межрегиональной общественной организации инвалидов «Родничок надежды».
«Премьера спектакля «Прогулки с Пушкиным» прошла 10 июня в театре «Монплезир» на Большой Подьяческой, а 13 июня мы играли этот спектакль на «Книжных аллеях», на открытой площадке, – рассказала директор театра Марина Ларина. – Дальше он будет перемещаться с площадки на площадку – и мы уже ведем переговоры с организаторами других уличных мероприятий. На подготовку ушло полгода: сначала мы провели мастер-классы, потом набрали команду ребят, которые хотят и могут выступать. Всего удалось привлечь семерых: и тогда начались репетиции».
По словам авторов, их подопечные, хоть и имеют проблемы психологического свойства и трудности с социальной адаптацией, по-своему очень развитые люди. Не все сумели выучить стихи, кто-то читает их с листа. Композиция построена так, что актеры читают по 2-3 пушкинских стихотворения, образуя своеобразный диалог.
«Когда на площадку приходит Римма Жилевич, руководитель «Родничка», мы видим у нее слезы на глазах, – говорит Игорь Ларин. – Потому что ее подопечные, которые увлечены делом, меняются на глазах. И они счастливы».
Помимо «Прогулок», театр подготовил к 225-летию Пушкина еще несколько спектаклей. Как старых, «Евгений Онегин. Рисунки на полях», «Мой первый друг», «Петербургские недотроги», так и новых. Появились две премьеры: «Смотритель» и «Пиковая дама».
«С 1995 года я начал ставить спектакли по Пушкину, – вспоминает Игорь Ларин. – Я старался сделать его живым и современным, и первый спектакль получился даже слегка конфликтным. Это был «Мой первый друг» – по воспоминаниям Ивана Пущина. Мне тогда не нравилась коленопреклоненная позиция по отношению к Пушкину. А я показал его современником, своим другом, с которым можно разговаривать просто и доверительно».
Потом были и «Маленькие трагедии», и «Граф Нулин», и «Борис Годунов». «Онегина» получилось несколько вариантов. Да и «Пиковая дама» – не опера, а драматический спектакль – почти одновременно шла и на сцене «Монплезира», и в театре «На Литейном».
«На Литейном главным персонажем была живая кукла с карликом внутри. И все преисполнено мистикой, – поделился Игорь Ларин. – Впрочем, в «Монплезире» мистики и фантасмагории тоже в избытке. Все герои – и Германн, и Томский, и Лиза превращаются ненадолго в старуху графиню: надевают соответствующую маску…»
Еще одну премьеру – «Смотрителя» – режиссер охарактеризовал как «театр в театре». Сначала в спектакле предстает фигура рассказчика – Белкина, а потом сцена превращается в дорожную станцию, на которой уставшие, злые, изможденные люди ждут лошадей, чтобы продолжить свой путь. За полтора часа действия путешественники, у которых на глазах разворачивается история Вырина, переживают такой эмоциональный всплеск, что становятся друг другу близкими людьми.