Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Сергей Бугаев: «Курехин был покровителем всех извлекающих звуки»

Художник и музыкант – о роли Курехина в музыкальном наследии 1990-х
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

16 июня исполнилось бы 70 лет Сергею Курехину, Капитану, ставшему одной из самых знаковых фигур в русской культуре конца XX века. Композитор, музыкант-авангардист, актер, художник, сценограф, писатель, деятель неакадемической науки, мистификатор и просто «икона стиля». Недаром о нем писали: «Курехин – это упавший на землю метеорит, который оставил след значительно больший, чем Тунгусская впадина».

Сергей Африка Бугаев, художник, музыкант, продюсер, отметил, что Сергей Курехин – явление очень редкое в музыкальной культуре не только России, но и планеты в целом.

«В конце 1980-х – начале 1990-х, после того как открылись границы СССР, наши люди смогли полноценно участвовать в мировом культурном процессе. И выяснилось, что Курехин обладает глобальным видением творчества. Он часто не видел границ между музыкальными стилями. А в Ленинграде того времени как раз наметился культурный раскол – нарождающееся рок-поколение музыкантов находилось в состоянии легкой вражды с местными джазменами. Но Курехин легко нивелировал это противостояние, и в своем оркестре «Поп-механика» он давал выступить музыкантам любых направлений. Грубо говоря, в тогдашнем Ленинграде он на какой-то момент стал покровителем всех извлекающих звуки», – отметил Бугаев.

Его творчество отражало ту глубинную мысль, которая овладела многими музыкантами во второй половине XX века, продолжил музыкант.

«Благодаря этому Курехину посчастливилось поработать со многими известными композиторами того времени, например с великим американцем Джоном Кейджем. Именно он провозгласил целый ряд особых типов отношения к звуку, и Сергей Курехин в этом плане также сформулировал немало передовых мыслей и идей. В конце XX века в музыкальной культуре была обозначена эра постмодернизма, и курехинская «Поп-механика» была воплощением этой тенденции. Потому что этот коллектив занимался не только звуком или музыкой, но и гораздо более широким диапазоном различных явлений в культуре и искусстве того времени. Тогда вообще была высокая интенсивность новых, нарождающихся форм творчества – в связи с появлением электроники, в связи с открытием советских границ и т.д. В целом это был огромный культурный всплеск – не только для СССР, но и для всего мира, когда советские художники и музыканты стали участвовать в огромном, глобальном культурном процессе», – напомнил художник.

В этом смысле роль Курехина абсолютно уникальная и универсальная, во многом благодаря тому, что рядом с ним было очень много ярких, интересных людей.

«Интеллект, обилие интересов и идей в сфере культуры привели к тому, что он достаточно мощно развился как музыкант и как человек. Он оставил после себя замечательную память. Ведь музыкальные явления подразделяются на простые и сложные, и ко вторым относится не только классическая музыка, но и авангард – музыка беспредметная. А Курехин начинал во многом как музыкант свободной, спонтанной импровизации, как пианист. Поэтому его роль как композитора и как творца – огромна», – заключил Сергей Бугаев.

Напомним: 16 июня в Петербурге пройдет как День Курехина. В различных мероприятиях примут участие музыканты, художники, поэты и артисты, не только знавшие Сергея, но и новые музыкальные коллективы, исполняющие его музыку.

В 13:30 в бывшем Музее хлеба (временная площадка ЦСИ имени Сергея Курехина на Лиговском проспекте) состоится открытие выставочного проекта «Поп-механика Сергея Курехина. Часть I». Куратор проекта известный московский художник Алексей Корси создал уникальное пространство, наполненное медиаинсталляциями, видеоартом, архивными материалами, рассказывающими о жизни и творчестве Курехина, и даже их фактическими свидетелями – от шариковой ручки, которой он писал письма, до струнно-утюгового музыкального инструмента под названием «утюгон».

В 16:00 руководитель Центра современного искусства имени Курехина Анастасия Курехина пригласит гостей на экскурсию по строящемуся новому зданию центра. Его открытие на месте бывшего кинотеатра «Прибой» на Васильевском острове запланировано на начало 2025 года. В 20:00 в Екатерининском собрании симфонический оркестр Петербурга под управлением Андрея Медведева исполнит произведения Сергея Курехина. Его часто вспоминают как эксцентричного исполнителя. Но как композитор Сергей известен авторством более 50 музыкальных альбомов и саундтреков к 24 фильмам.

«Творчество Сергея вошло в наш культурный код, – говорит Анастасия Курехина. – Я бы хотела, чтобы люди знали Курехина не только как авангардную личность, но и слушали его замечательную, красивую мелодичную музыку».

70-летие Сергея Курехина отметят не только в Центре современного искусства. К этой дате приурочили концерты, выставки, творческие встречи и в Мурманске, где родился Капитан, и в Москве, и в подмосковном Переделкино, и в других точках на карте России.

Сергей Курехин родился 16 июня 1954 года в Мурманске, умер 9 июля 1996-го в Петербурге, в 42 года. Он похоронен на кладбище в Комарово под Петербургом. В Петербурге с 2004-го существует Центр современного искусства имени Сергея Курехина. ЦСИ проводит такие крупные культурные события, как международный музыкальный фестиваль SKIF, мультимедийный фестиваль «Электро-Механика», фестиваль «Этномеханика», выставки современных художников. Фонд и центр вручают премию имени Сергея Курехина в области современного искусства.