Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Доктор медицинских наук Иван Волков: «Я решил стать нейрохирургом в восьмом классе»

В это воскресенье отмечается День медицинского работника. Нейрохирург Иван Волков больше 20 лет проводит сложнейшие операции. Он рассказал нам о своем пути в профессию и о том, что такое хирургия «замочной скважины»
Фото: предоставлено пресс-службой клинической больницы «РЖД-Медицина»

– Иван Викторович, как меняется нейрохирургия в последнее время?

– Нейрохирургия – это в первую очередь операции по поводу патологии центральной и периферической нервной системы (головной и спинной мозг), а также костей черепа и позвоночника.

В настоящее время основной тренд нейрохирургии – минимальная инвазивная хирургия, то есть минимальный разрез, минимальная травма, бескровная операция, минимум боли, быстрое восстановление и выписка. Например, современная хирургия позволяет удалить грыжу диска практически за день и сразу поставить человека на ноги. Сложная реконструктивная хирургия позвоночника позволяет стабилизировать травму, выполнить операцию при онкологической патологии тоже через небольшие разрезы и уже через несколько дней отправить пациента домой. Такая же ситуация и с головным мозгом. Внутрисосудистая хирургия, или так называемая хирургия замочной скважины, позволяет быстро решить нейрохирургическую проблему и восстановить пациента.

– С какими патологиями приходится сталкиваться вашему коллективу?

– Наше отделение в большей степени занимается хирургией позвоночника. Связано это с очень простым фактом: заболеваний позвоночника много. Онкологическая патология мозга, к счастью, редкое явление.

– Сколько операций в день вы проводите и можете ли вспомнить самую сложную или длительную?

– Наше отделение выполняет порядка 1200 операций в год. Одному специалисту не под силу осуществить такое количество вмешательств, поэтому, как правило, хирург проводит около 300 операций.

В моей практике самая продолжительная длилась 12 часов. Пациент поступил со сложным переломом шейного отдела позвоночника, который был несколько раз неправильно прооперирован в других клиниках. Как итог – возникли осложнения, нагноения, и нам буквально пришлось приделывать голову к туловищу. Но я считаю, что такого быть не должно. Когда говорят, что нейрохирургия – это высший пилотаж, мне хочется возразить, что гражданские люди предпочитают лететь в современном лайнере, который совершенно точно приземлится по графику и куда надо. Поэтому я выступаю за отработанную хирургию без эксклюзивов.

Вторая важная вещь, которой занимаюсь, – это интервенционное лечение боли, то есть малоинвазивные хирургические технологии. По сути, это лечение болевых синдромов через иголочку. Мы можем ввести лекарство селективно в очаг и снять воспаление. Также существуют технологии, которые выключают болевые проводники. В некоторых случаях после такого лечения человек через 15 минут уходит домой и забывает о боли навсегда.

– Почему вы выбрали медицину в качестве профессии и как определились со специальностью?

– Я точно помню, что решил стать нейрохирургом в восьмом классе. Но еще раньше мечтал стать летчиком. Однако тридцать лет назад, когда нужно было определяться с будущей профессией, не было полноценной информации, как стать летчиком. Также меня смущала не самая хорошая физическая подготовка и не лучшее знание математики. Тогда помогла мама, которая напомнила, что биология и химия, которые давались мне с легкостью, нужны при подготовке врача. Ну а так как Интернета в то время не было, я отправился в районную библиотеку, прочитал все книжки, посвященные медицине, и понял, что хочу быть врачом. И не просто врачом, а нейрохирургом.

– Как вы поддерживаете себя в форме, чтобы оставаться физически и психологически эффективным в работе?

– Большинству моих коллег, и я не исключение, поддерживать активную форму помогает работа. Врачи настолько увлечены своей деятельностью, что у них нет времени на вредные привычки. Иногда может возникать такая проблема, как выгорание. Но, пожалуй, повторю тезис многих великих людей, который помогает эффективно жить: все, что останавливается, перестает существовать.

***

Иван Волков долгое время работал во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины МЧС России. Является сотрудником научного отделения нейроортопедии и костных онкологий НМИЦ ТО им. Р. Р. Вредена. Возглавляет отделение нейрохирургии клинической больницы «РЖД-Медицина» в Санкт-Петербурге.