Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

«Технологии для безопасности»: почему первому в мире наземному беспилотному трамваю нужен человек

На площадке ГУП «Горэлектротранс» в Приморском районе прошел финал ежегодного конкурса профессионального мастерства вагоновожатых
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

На площадке ГУП «Горэлектротранс» в Приморском районе прошел финал ежегодного конкурса профессионального мастерства вагоновожатых «Лучший водитель трамвая – 2024».

Здесь встретились 18 вагоновожатых и беспилотный трамвай, оснащенный системой искусственного интеллекта.

Наши активные помощники

Для участников подготовили «маршрут с препятствиями» общей протяженностью 400 метров. Водителям предприятия и беспилотному трамваю предстояло продемонстрировать умение вовремя остановиться на высокой скорости перед светофором, плавность хода, движение на высокой скорости и поворот по стрелке.

Беспилотному трамваю задачу даже усложнили: на пути вышел человек! Трамваю удалось вовремя остановиться, не дав человеку угодить под колеса. 

Оценивать соревнования пригласили олимпийскую чемпионку Татьяну Навку, которая стала председателем жюри конкурса.

«Организуя и проводя подобные конкурсы с участием человека и робота – трамвая, мы закладываем основы под Олимпийские игры будущего, например 2038 года, когда новым олимпийским видом спорта станут соревнования электротранспорта, управляемого роботами и людьми. Мир сегодня революционно изменился, наряду с биологическими людьми в нашу жизнь постепенно входят искусственные организмы, которые мы, люди, наделяем сознанием. Они становятся нашими активными помощниками», – сказала Татьяна Навка, обращаясь к участникам соревнований по видеосвязи.

По ее словам, дух мирного соревнования всегда был основным механизмом эволюции человеческого общества.

«Сегодня мы проводим первое соревнование между людьми и роботами. Его целью является определение реальных возможностей отечественных технологий управления движением городского общественного электротранспорта на основе искусственного интеллекта по сравнению с возможностями человека», – сказала Татьяна Навка.

Пригласим коллег

Впрочем, сталкивать искусственный интеллект с человеком, конечно, никто не собирался, задачи такой нет, как и нет задачи пускать по городу полностью беспилотные трамваи, говорит директор ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин. Куда важнее использовать современные технологии для обеспечения безопасности пассажиров.

«Сегодня в нашем городе работают трамваи с водителями, где внедрены технологии искусственного интеллекта для повышения уровня безопасности. На данный момент мы считаем, что это основная функция, которую должен решать автопилот. Мы предполагаем, что человек по-прежнему будет работать на борту трамвая, даже с использованием искусственного интеллекта», – говорит Денис Минкин.

Возможно, водителем на борту трамвая он уже не будет, а борт-инженером вполне может. По его словам, задача последних в помощи людям с ограниченными возможностями, детям и пожилым пассажирам во время движения транспорта, а также в вопросах контроля за работой систем транспорта.

«Трансформация профессии водителя трамвая идет постепенно, и в ближайшие 3–5 лет будет происходить еще активнее, – отметил Денис Минкин. – Вопросы, связанные с внедрением автопилота, уже обсуждаются и находятся на этапе решения во многих городах. Если там водителей транспорта будут увольнять, заменяя их автопилотом, мы с удовольствием всех коллег пригласим к себе на работу в Петербург».

Трамваи «с русскими мозгами»

Отметим, что систему искусственного интеллекта для наших городских электрических трамваев разрабатывает компания – разработчик оборудования и систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств.

«Беспилотный наземный трамвай, работу которого мы сегодня показали, действительно первый и пока единственный в мире. Мы выполняли свой первый заказ на разработку беспилотного транспорта для коллег из Шанхая. Сейчас по городу Китая ездит порядка 50 трамваев с «русскими мозгами». Нужно понимать, что в рамках того заказа мы работали с выделенными для трамваев полосами и иногда целой инфраструктурой, когда линии проходят не по земле», – отметила Ольга Ускова.

Соответственно, там вряд ли человек попадет под колеса трамвая, или случится ДТП с участием автомобиля», - отметила генеральный директор компании – разработчика оборудования и систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств
Ольга Ускова.

По ее словам, заказ на разработку системы искусственного интеллекта для петербургских трамваем, которые ходят по земле, — один из самых сложных.

«Сегодняшние испытания нашего беспилотного трамвая мы транслировали сразу в семь стран, среди которых Южная Корея, Бразилия, Аргентина. Мы посмотрим, какая будет реакция уже после испытаний, ведь для этих стран,  это правда важное событие,- сказала Ольга Ускова. — Сейчас Петербург, запуская подобные проекты, собирает огромную базу данных для обучения искусственного интеллекта. Чтобы страна обладала не только электротранспортом с автопилотом, но и внедряла искусственный интеллект в иные области жизни, нужна такая база данных, нужно обучать искусственный интеллект, тогда системы будут становиться еще умнее».

Ждем обновления

Напомним, что с 2022 года в Петербурге более 200 электрических трамваев ГУП «Горэлектротранс» оснащены комплексом активной помощи водителю на базе российских разработок искусственного интеллекта.

«Для Петербурга трамвай — один из самых важных видов транспорта. В ближайшие три года мы планируем закупку 600 новых троллейбусов и трамваем для Горэлектротранса. Все они будут оснащены современными системами. В обычной жизни мы часто прибегаем к использованию современных технологий, искусственного интеллекта. Например, пользуясь современным автомобилем. Но заменит ли искусственный интеллект человека? Нет, не заменит, но он поможет в вопросах безопасности пассажиров»,- отметил заместитель председателя комитета по транспорту  Петербурга Дмитрий Ваньчков.

Мазагай Мазагаев, Виталий Арсеньев/ «Петербургский дневник»