Анастасия Курехина: «Сергей был человеком, благодарным за все»
– Анастасия Георгиевна, расскажите о праздновании юбилея.
– 16 июня в Центре современного искусства на Лиговском проспекте откроется выставка «Поп-механика Сергея Курехина. Часть I», затем будет перформанс в строящемся новом здании центра на Васильевском острове, на самой стройке. Потом начнется концерт в Екатерининском собрании – музыка Сергея из фильмов в исполнении симфонического оркестра.
Не успеваем, к сожалению, открыть новый Центр современного искусства имени Сергея Курехина прямо к его дню рождения. Но в декабре этого года здание строители обещают сдать. Кроме большой выставки на Лиговском проспекте «Поп-механика Сергея Курёхина. Часть I. Механика ближнего круга», планируется большая выставка в Русском музее, часть II. Будут выступать скрипичный камерный оркестр, разные музыкальные проекты: оркестр «Дивертисмент», проекты Сергея Летова, Игоря Старшинова и перформансы. Также готовим к выпуску фотокнигу о Сергее с текстами современников. Подготавливаем проект фильма, где главным действующим лицом будет музыка «Популярной механики». Не хочется делать байопик.
– А почему? Байопику были бы все рады.
– Понимаете, интересный байопик складывается из катаклизмов, кризисов и так далее, а жизнь у нас с Сергеем была очень счастливая (смеется). Для истории нужен конфликт, драма, а у нас настолько все было замечательно, по нарастающей, к моменту болезни Сергея мы чувствовали, что приходит новый потрясающий этап. Большой театр заказал ему две оперы, было много планов, проектов – полное ощущение предвосхищения чего-то огромного. Но болезнь свалилась неожиданно… Про это не хочется снимать фильм.
– Сергей пытался создать новый вид искусства. У него получилось?
– Конечно. Творчество «Популярной механики» – как раз он и есть. Только так его и можно назвать, потому что явление было действительно совсем особенное.
«Популярная механика» – первый большой опыт синтетического искусства, где было соединено все – все жанры музыки, визуальные, перформативные практики. Принимали участие и лицедеи – сами придумывали себе амплуа. Все было переплетено, получался уникальный синтез.
Его, например, нельзя окрестить экспериментальным театром. В театре все отрепетировано, свой устоявшийся процесс. А Сергей говорил, что не представляет, как одно и то же можно каждый день повторять на сцене. С другой стороны, многие считали, что «Поп-механика» – это полнейший экспромт и дуракаваляние. Но на самом деле все было полностью просчитано. Были, конечно, элементы импровизации, но она была вплетена именно как инструмент.
И когда мы делали фестиваль SKIF (Sergey Kuriokhin International Festival), то на разных сценах одновременно шли спектакли, перформансы, собирались художники, демонстрировались видеообъекты, устраивались разные концерты. Все, что могло стать частью «Популярной механики». Воссоздать ее, я вполне допускаю, без Сергея уже невозможно.
– Расскажите, как рождались легендарные личные перформансы Сергея? О Ленине и таблетках в виде слоников!
– Ну, Сергей был очень веселым человеком, шутил над всеми, даже над нашей кошкой. Когда он куда-то приходил – все знали, что вечер будет веселым.
С Сергеем я вообще пришла к выводу, что люди, обладающие чувством юмора, не ссорятся. Мы всегда могли подшутить над всем происходящим и не вписываться в конфликт. Сергей был благодарным за все, за любую ерунду. Он бежал впереди, чтобы что-то для кого-то сделать, и никогда ничего не просил.
Ему скучно было заниматься только музыкой, он постоянно что-то придумывал. Все его интервью и лекции во многом были импровизационные, иногда даже видно было, в какой момент к нему в голову приходит мысль.
Интересно, что от его импровизаций никогда не было негативных последствий. Иногда он мне некоторые вещи зачитывал, и я за голову от страха хваталась. Но, видимо, все было на такой грани, что сходило с рук. Было весело, не агрессивно, политически не мотивировано, за этим не стояло никаких заявлений.
– И это тоже новый вид искусства, который появился на ваших глазах?
– Science-art – взаимодействие науки и искусства, Сергей подобное предвосхищал, но при нем его не было. Сергей говорил так: «Искусство должно изжить ряд вещей, особенно должна исчезнуть грань между наукой и искусством».
Электронная и генеративная музыка начались позже. Нам удается отражать эти изменения в наших фестивалях, поэтому они постоянно меняются. Не только новые виды искусства возникают, но и традиционные развиваются. Например, джаз. Он живее всех живых, потому что постоянно меняется, дополняется, переплетается с другими формами.
– Какое искусство сейчас можно назвать авангардным?
– Меня часто спрашивают, как стать авангардистом. Я отвечаю, что просто нужно идти впереди, первым. Сейчас очень интересные появляются новые музыканты, делающие синтетический звук с видеорядом. Постоянно экспериментируют в этом направлении. Они, может, не слишком широко известны, но очень талантливы.
Мы создали во время ковида Виртуальный центр современного искусства на основании 3D-модели нашего строящегося здания. Сделали в этом пространстве выставки, концерты. И в этом контексте я хочу сделать цифровой арт-портал, охватывающий всю страну. Уже есть партнеры – галереи, центры искусства, музеи. Это большая работа, и мы ее уже начали. Сейчас цифровизация все больше охватывает культуру, и скоро из любой точки мира можно будет прийти на театральную премьеру, например, на Дальнем Востоке.
– Какой совет можете дать тем, кто хочет посвятить себя искусству?
– Если вы действительно не можете без этого жить, тогда нужно заниматься искусством обязательно. Познавать, погружаться, учиться. Главное – не бояться, потому что страх – это полнейшая деструкция. Если человек очень хочет, то добьется и звезды встанут правильно.