Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Наталья Лащинская: «Наши гимнастки – сильнейшие в мире»

Чемпионка мира по художественной гимнастике, заслуженный тренер России, судья международной категории рассказала «Петербургскому дневнику» о том, как менялся ее вид спорта, вспомнила, как однажды сборная СССР победила с кровью, и призналась, что открытие центра «Жемчужина» было для нее большим праздником
Фото: личный архив Натальи Лащинской

– Наталья Александровна, как вы пришли в художественную гимнастику?

– Мне было 11 лет, когда я начала заниматься художественной гимнастикой, до этого я занималась спортивной гимнастикой. Тогда в отделения художественной гимнастики набирали детей более взрослых, чем сейчас, с 6-7 лет. Сейчас уже в таком возрасте начинать поздновато.

– Тогда ваш вид спорта не входил в олимпийскую программу. Какое к нему было отношение в городе, в стране?

– В те годы гимнастикой в СССР руководил Юрий Евлампиевич Титов, знаменитый спортсмен, прекрасный организатор. Он все для нас сделал, что мог, поэтому отношение к художественной гимнастике было очень хорошее.

 Как складывалась ваша спортивная карьера?

– Я на первом же крупном турнире, выполнила норматив мастера спорта, на чемпионате СССР в Кишиневе. Мой первый международный турнир был в Ростоке в ГДР, затем нас послали в Чехословакии в 1968 году как раз после тех событий, когда СССР ввел войска. Там мы с охраной ходили.

 Чешские зрители освистывали спортсменок из Советского Союза?

– Они не освистывали. Они сделали хуже. Перед нашим выступлением специально сделали перерыв и натерли пол воском. Тогда ковров не было, мы вышли в тапочках. И когда я ступила на этот пол, то скользко было как на льду. Тогда мы стали работать босиком. И я выходила последней и увидела на полу капли крови, в тех местах, где девочки делали повороты. Я так и запомнила эту кровавую тропинку на полу. Но мы тогда выиграли!

– Вы – первая чемпионка мира по художественной гимнастике из Ленинграда. Помните тот чемпионат мира?

– Это было в Роттердаме в 1973 году, я выиграла золотые медали в групповых упражнениях. Уже в Западной Европе стала развиваться художественная гимнастика. В разные страны приглашали наших тренеров. Я тоже ездила в США, ставила американкам групповые упражнения. Мы несли по всему миру художественную гимнастику.

 Многое изменилось, когда ваш вид спорта включили в программу Олимпийских игр?

– Изменились правила. Стало больше спортивных элементов. Если раньше, мы больше танцевали и о нас говорили, что это то ли балет, то ли гимнастика, то по новым правилам художественная гимнастика стала ближе к спортивной.

 Вы окончили Институт имени Лесгафта и начали работать тренером после завершения карьеры спортсменки. Что самое главное в профессии тренера?

– Что-то одно сложно выделить. Тренер – это и педагог, и психолог, и мама спортивная, и друг. Надо уметь применять и кнут, и пряник. Главное – надо любить детей. Любить дело своей жизни. Мне 77 лет, и я не представляю своей жизни без художественной гимнастики.

– Вы не только тренер, но и арбитр, работали на многих международных соревнованиях. Правда ли, что судьи бывают субъективными?

– Симпатии у судей бывают, но мы не должны их проявлять. Иногда бывает, что возникает у судей блок, который тянет некоторых спортсменок, например, тех, кто представляет страну-организатора чемпионата. Поэтому правила меняли с годами, чтобы снизить субъективность судейских решений, чтобы критерии оценок были четкими.

 В художественной гимнастике, как в фигурном катании, важен артистизм?

– Артистизму стали снова уделять больше внимания в последние годы. Но очень мало гимнасток исполняют композиции, в которых есть драматургия, как это делают Лала Крамаренко, Маша Борисова. Многие предпочитают выйти и демонстрировать технику, показывать один за другим сложные элементы как в спортивной гимнастике.

– Сильно мешает гимнасткам невозможность выступать на чемпионатах мира, на Олимпийских играх?

– Это проблема. Спортсменка с детства мечтала выступить на Олимпиаде, много лет готовилась, она понимает, что вышла на этот уровень, а ей закрыли дорогу. Благодаря Ирине Винер сейчас организовали вместо этапов Кубка мира этапы Кубка России, на которых выступают гимнастки из дружественных стран. Конечно, хочется соревноваться с главными конкурентками – из Болгарии, Испании. Все равно наши гимнастки сильнее всех!

– Центру «Жемчужина» 15 лет, его открытие стало большим событием для художественной гимнастики?

– О, это был настоящий праздник. Столько лет мы занимались в обычных залах, где нет нормальных условий, где был плохой свет, низкие потолки. Прекрасно, что моя ученица Татьяна Иосифовна Колесникова стала директором этого центра, она предусмотрела все до мелочей. Наш город же был родиной художественной гимнастики – она зародилась в Петербурге, здесь танцевала Айседора Дункан, знаменитая босоножка. И сейчас мы – один из центров развития нашего вида спорта в России, а в Петербурге мы первые и единственные.