Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

«Достаточно выйти на улицу»: в чем ценность стрит-арта

Этот вопрос обсудили на фестивале, который прошел в Петербурге
Фото: Анна Домрачева/«Петербургский дневник»

Стрит-арт-фестиваль состоялся на территории Vokzal 1853. Одной из его частей стал паблик-толк, на котором специально приглашенные гости рассказали о своей деятельности и связи с уличным искусством.

Не только в галереях

По словам модератора арт-лавки современного искусства «Сетка» Кирилла Рейнхольдса, одна из ключевых целей – показать, что искусство может быть доступным, что «вовсе не обязательно искусство стоит безумных денег и оно должно выставляться только в галереях».

«У нас с каждым годом приходит все больше и больше художников, даже из других регионов. Мы открываем новые таланты, – рассказал «Петербургскому дневнику» Кирилл Рейнхольдс. – Мероприятия мы проводим регулярно – это и встречи с художниками, и мастер-классы. А в этот раз мы решили сделать двухдневный праздник для всех».

Стрит-арт Кирилл Рейнхольдс называет своей отдушиной. «Я сам не художник, но давно интересуюсь стрит-артом, паблик-артом, – сообщил он. – Считаю, что это самое доступное из искусств. Тебе не надо покупать билет и далеко ехать, ты просто должен знать места, тебе достаточно просто выйти на улицу, где ты столкнешься с искусством. Плюс такое искусство ироничное и остроумное. Художники часто подсвечивают жизненные реалии, делая отсылки на массовую культуру. Я не искусствовед, я размышляю как обыватель и считаю это своим преимуществом. Мне нравится все то, что понятно и просто. «Сетка» – она как раз про это».

Кирилл Рейнхольдс рассказал, что дружит со множеством уличных художников, среди которых Миша Либерти, Миша Маркер, Дима ZHE, Ялта 1970, Ярослава Комиссарова.

«Все они не только талантливые художники, но и порядочные и отзывчивые люди. Все яркие и разные. В самой «Сетке» у нас порядка 50 резидентов, – продолжил рассказ собеседник «Петербургского дневника». – В ближайшем будущем мы хотим создать стену легального стрит-арта, чтобы художники могли создавать свои работы на улице, не переживая, что их закрасят или их кто-то будет ругать… А мы будем контролировать, чтобы в работах не было ничего запретного».

«У каждого свои таланты»

Говорилось и об искусстве, созданном руками особенных людей. Тему участники обсуждения обозначили так: «Искусство как инструмент развития инклюзивных и социальных проектов».

«Инклюзия – это не новое слово, но оказывается, что многие люди никогда не сталкивались с этим понятием, – отметила куратор проекта «Autism Friendly» Дарья Романенко. – Имеется же в виду включение людей с инвалидностью в общество. Я люблю фразу, которую придумала сама. Мы все – как лес, мы все разные, но при этом важно каждое дерево. У каждого свои таланты. Мы как единая экосистема, у каждого слабые и сильные стороны, но мы все привязаны одними корнями».
У каждого человека есть свое призвание, важная задача – помочь найти его.

«В наших центрах есть несколько мастерских, например керамика, шелкография, швейная мастерская, IT-мастерская, переплетное дело, где все рисуют, пишут, переплетают блокноты… Мы помогаем найти пути самовыражения. Развиваем навыки и умения. Кому-то нравится лепить вручную из глины, кому-то – шить или рисовать. Кто-то совмещает несколько видов деятельности. У каждого свое рабочее место. Люди работают, выполняют какие-то заказы, шьют мешочки, маски для сна… Для нас первоочередное то, что мы расширяем рабочие места. Фактор трудоустройства очень важен», – пояснила Дарья Романенко.

Познавая город

Как поверхность для творчества можно воспринимать весь окружающий мир, считает куратор проекта «Сетка» и петербургской студии «Новые городские художники» Евгения Штиль.

«Художник создает изображение, все остальное является поверхностью. Это не только холст или бумага. Это может быть все, что угодно: витрины, коробки, обложки, – рассказала она. – Мы дружим с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, который поддерживает наших ребят, им помогают познавать город и пробираться в красивые недоступные места. Вместе мы создали настольную игру про Петербург. Там карточки с картинками, Северная столица глазами особых художников, восемь художников из интернатов. Все изображения с дополненной реальностью, то есть наводишь на картинку, и она оживает».
По словам Евгении Штиль, такие ребята живут фактически в изоляции.

«Они живут в интернатах и зачастую не могут сами оттуда выехать, просто не имеют такой возможности. Но у нас получается принимать участие в различных проектах. Например, в рамках Книжного салона или стрит-арт-фестиваля в музее РЖД. Так, два года назад ребята расписывали там стены на тему железных дорог. Надеюсь, что скоро мы доберемся и до росписи вагонов», – сказала Евгения Штиль.

Помощь в социализации

Немного отклонился от темы другой выступающий. «Мы помогаем в социализации ребятам, у которых есть трудности с законом, – поделился директор городского центра социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт» Павел Горюнов. – У нас специфическая аудитория, мы работаем с несовершеннолетними ребятами, которые совершают административные или уголовные правонарушения. Мы тот самый институт, который добавляет в жизнь ярких красок и показывает, что можно социализироваться».

Центр ищет новые формы профилактики, и искусство играет тут не последнюю роль. В том числе и уличное. Так, Павел Горюнов рассказал о необычном мероприятии «Мисс Контакт», направленном на работу с девушками, у которых проблемы с законом.

«Для мальчишек очень много госпрограмм, а для девчонок ни одной! И вот мы на два месяца погрузили их в интенсив, во все конструктивное, что есть в Петербурге. Ключевой задачей было раскрыть девчонок в современном искусстве. Не всем, например, «зайдет» уличное искусство, но даже если одного зацепит, то это значит, что мы нашли конструктивное хобби».