Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

«Сохранить историзм, но не быть музейной пылью»: как снимают сериал «Александр I»

В Петербурге проходят съемки исторической мелодрамы об императоре, его семье и окружении. Бальные танцы, битва с Наполеоном, любовные интриги – все это в репортаже «Петербургского дневника»
Фото: телеканал «Россия»

Съемки фильма развернулись в уникальных интерьерах особняка барона Штиглица на Английской набережной, который находится на реставрации. Потолки и полы в нынешнем их состоянии оказались весьма кстати и гармонично вписались в сюжет. По сценарию императорская семья переехала в старый, неготовый и непригодный к жизни дворец.

Битва на саблях и любовь к лошадям

Главную роль – самого Александра I – играет 31-летний актер Евгений Романцов. Для него это первая серьезная роль, и он подошел к ней с большой ответственностью.

«Я не изображаю Александра, а проживаю его жизнь, – сказал «Петербургскому дневнику» Романцов. – Александр – человек с большой буквы, с большим сердцем. Это парадокс того времени! Я имею ввиду его отношение к людям, ко двору. Человек, который в обстоятельствах строжайших канонов, порядков и правил был добрым, открытым и чутким. Для меня это большое удивление!»

По словам Евгения Романцова, ему многому пришлось научиться во время подготовки к съемкам – играть на скрипке, на фортепиано. Но больше всего актера заинтересовала верховая езда.

«Я очень люблю животных и могу часами говорить про свои эмоции и чувства. Но лошади! Первый раз, когда я сел на лошадь, я почувствовал дискомфорт от того, что не мог контролировать ничего, – поделился ощущениями главный герой фильма. – Лошадь – это массивное животное, в разы больше тебя, в десятки раз сильнее тебя. Впрочем, когда происходит эта магия, ты каким-то образом договариваешься, то лошадь начинает чувствовать тебя, каждое твое движение».

У 29-летнего актера Глеба Бочкова, который играет Константина, брата Александра I, верховая езда не вызвала такого же восторга.

«Не скажу, что хорош в седле, но и не настолько плох, чтобы выпасть из него, – пожал плечами Бочков. – Интереснее и сложнее для меня была репетиция сабельной дуэли с Александром. Знаете, костюмы сдавливают, движения скованны, не размахаться, не разойтись… Плюс тонна несовременного текста! Серьезных травм не было, но были маленькие ссадины, царапины». 

К слову, про костюмы. Герой Бочкова меняет их очень часто.

«Нарядов столько, что и не пересчитать. И прически меняю хлеще любой современной девицы», – пошутил актер.

Про своего персонажа Глеб Бочков рассказывает с гордостью, но в то же время грустью в голосе:

«Константин – настоящий патриот. Он всегда со своими, при этом не отсиживается в тылу, а идет в атаку со своими бойцами. Меньше слов – и больше дела: встал и сделал, если надо, то агрессивно и жестко. Вообще у него достаточно трагическая судьба – как минимум по любовной линии. Он отрекся от престола из-за любви. Не стал императором. Хотя хотел». 

«Мурашки по коже!»

Отдельная нить повествования – взаимоотношения великой княгини Анны, которую играет 27-летняя Ангелина Поплавская, с супругом Константином.

«Анна была обвенчана с Константином еще в возрасте 15 лет. Причем не Константин выбрал ее в жены, а его мать. Ему привели девочку и сказали, что она будет его женой, – рассказала Ангелина Поплавская. – Каково ей жить в нелюбви с таким суровым и деспотичным человеком? Что она могла ответить своему мужу, какие действия могла совершить, можно ли ей было показывать свою слабость, слезы, могла ли она просить о чем-то… Я говорю, а у меня мурашки по коже!»

По сценарию героиня Ангелины умеет играть на фортепиано.

«У нас были репетиции полтора-два месяца, мы учили композиции, маленькие отрывки по 30 секунд. Это при том, что я совершенно не умею играть, – поделилась впечатлениями актриса. – Стало ли это моим хобби? Скорее, нет. Да и как играть, я уже и подзабыла, если честно». 

По словам актрисы, образ княгини Анны – собирательный.

«Документальных фильмов той эпохи много. Но нет ни одного, в котором бы рассказывалось конкретно про моего персонажа. Мой образ собран по крупицам. На мне особая ответственность – показать, какой она была», – сказала Поплавская.

Властная и сильная

В том, что люди с годами не меняются и сталкиваются с теми же проблемами, уверена и 49-летняя актриса Анна Банщикова. Ее героиня – мать Александра I, жена Павла, Мария Федоровна.

«Люди не меняются и не делают выводы. Интересно, как люди той эпохи взаимодействовали, у них тоже была любовь, ненависть, интриги, люди переживали те же самые вещи. Событий и интриг было не меньше, чем сегодня у людей, – считает Банщикова. – Однако поток информации раньше был медленнее, время было более размеренное. Сейчас мы успеваем сделать 28 дел за день!»

О своем персонаже актриса рассказывает как о властной и сильной женщине:

«Это мощнейшая дама, глава семьи. Мне хотелось показать ее не просто властной, но отразить и тот факт, что она была еще и матерью. Своим внутренним стержнем, мудростью она держала мужа, семью. Мария Федоровна была умной – вырастить такое количество детей, вынести такого мужа! Вместе с тем она дама с острым языком: знает, кого и куда направить. Время не меняется, люди тоже. Что тогда, что сейчас много властных и сильных женщин, которые тянут все на себе».

Тем не менее Анна Банщикова полагает, что по фильмам изучать прошлое не стоит.

«Все-таки это художественная выдумка. Это подобие притчи на тему», – пояснила актриса.

По фильмам Бондарчука и Ридли Скотта

Тем временем за большим обеденным столом собралась вся семья. Красная икра, пастила, фрукты. Подается горячий ужин… Однако глава семейства Павел I начинает подозревать, что еда отравлена. На грани сумасшествия он заставляет всех ее пробовать...

«Мы снимаем исторический сериал с историческими личностями. Это драма, мелодрама. Но не трагедия, – сказал «Петербургскому дневнику» режиссер Артем Насыбулин. – Хотя Александр – это трагический герой. Над ним навис рок, судьба, ему приходится бороться. Это настоящая история человека – и сына, и мужа, и отца. У него с Елизаветой умер ребенок, отец он получился неудачливый. Наш Александр все время между чем-то: то между красивыми женщинами, то между служением родине и личными интересами, между долгом и чувством. Александр – царь, но вместе с тем он человек, как и все мы».

Какие съемочные дни запомнились режиссеру больше всего? На этот вопрос Артем Насыбулин ответил не сразу.

«В нашем сериале около 500 сцен! Аустерлицкое сражение запомнилось, балы. В Токсово на карьерах мы снимали сцену заключения Тильзитского мира, первую встречу императоров Александра I и Наполеона. Они встретились на плоту посреди реки Неман. Ни один из них не хотел идти на встречу друг к другу, так и встретились ровно посередине. На графике будет нарисована река, город Тильзит, с одной стороны лагерь русских, с другой французы», – поделился подробностями режиссер.

Ему хотелось бы увлечь молодежь, заинтересовать широкую публику, в том числе и тех, кто знает историю.

«Готовясь к съемкам, мы пересматривали множество документальных фильмов, вдохновлялись фильмами Бондаручка и Ридли Скотта. Смотрели те вещи, которые были сняты полвека назад. И, конечно, современные. Рассказывая о днях минувших, мы обязаны быть современными, чтобы зритель нас понимал. В исторических фактах можно уйти очень далеко, но тогда мы потеряем канву. Это тонкая работа: сохранить историзм и при этом не быть музейной пылью. Исторические события в сценарии отражены, мы их воссоздали. Но нельзя снимать сериалы без авторской выдумки», – подвел итог режиссер.

Добавим, что исторический фильм «Александр I» создается при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). Премьерный показ сериала состоится на медиаплатформе «Смотрим». Телепремьера запланирована в эфире телеканала «Россия».

Закрыть