Ирина Брондз: «Искусство требует соединенения сердца и ума»
– Ирина Дмитриевна, вы возглавляете театр. Что-то предвещало такую судьбу?
– Пожалуй, нет. Кроме того, что от природы у меня абсолютный слух и я с 3-4 лет подбирала на фортепиано и пела разные мелодии. Однажды моей маме предложили отправить меня в Москву, в музыкальную школу для одаренных детей. Но она сказала: «Нет! Пусть у меня растет нормальный ребенок».
Уже потом было музыкальное училище и Ленинградская консерватория – уникальный вуз, где работали прекрасные педагоги. К примеру, по фортепиано я училась у знаменитой Софьи Хентовой – личного биографа и друга семьи Дмитрия Шостаковича. Окончила теоретико-композиторский факультет с красным дипломом.
Думаю, это очень хорошо, что у меня такое фундаментальное образование. Потому что только в том случае, когда обладаешь знаниями в разных областях мировой культуры, можно создавать что-то стоящее сегодня.
– И вы создали театр. Как это случилось?
– Еще в годы перестройки у меня возникла идея создать театр. Я предложила коллегам – артистам и музыкантам – сосредоточиться на жанре детского мюзикла. Ранее я работала в песенном жанре, писала для детей и взрослых, и многие песни были сюжетные, театральные. Мне всегда это было интересно. Их исполняли не только детские коллективы, но и популярные артисты – Эдуард Хиль, Азиза, Игорь Скляр, Катя Семенова и другие.
Но когда я начала воплощать в жизнь идею создания театра, оказалось, что это очень сложная организационная работа. Особенно когда речь идет о государственном статусе. Девять месяцев я занималась оформлением бумаг. Этот исторический документ, который подписал Владимир Путин, в то время заместитель Анатолия Собчака, сейчас висит в рамочке на стене моего кабинета. Когда мы получили государственную поддержку, появилась уверенность, что можно идти дальше.
– Театр начинался с ваших сочинений. Поделитесь секретом, как они рождаются?
– В 1990-е годы практически не было репертуара для детей, который соответствовал бы выбранному жанру и профессиональным требованиям. И я поняла, что должна создать его сама. Сначала это были одноактные спектакли: «Свинопас» по сказке Андерсена (0+), «Сказка о рыбаке и рыбке» по произведению Пушкина (6+). Детская классическая литература – прекрасный повод для создания музыкальных постановок для юных зрителей. Позже многие спектакли были номинированы на престижные премии.
«Карамболь» сегодня – лауреат таких премий, как «Золотая маска», «Золотой софит», национальной музыкальной премии «Музыкальное сердце театра», Большого детского фестиваля Сергея Безрукова, фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям». Коллектив театра – дважды лауреат премий правительства Петербурга. Но этому предшествовал большой путь, серьезная творческая работа, поиски своего места в театральном сообществе.
– Как вы пришли к жанру мюзикла , который в то время не был столь популярен, как сегодня?
– Я всегда интересовалась мюзиклом. В Консерватории брала уроки у выдающегося композитора Сергея Слонимского, поскольку он ближе других был к этому жанру. Помню, как мы анализировали клавир Александра Колкера «Свадьба Кречинского» (12+)…
Поиски своих путей в постановках спектаклей этого жанра для нас принципиально важны. Мюзикл имеет множество разновидностей и ответвлений в истории своего развития. Одной из вершин в этом жанре я считаю «Шербурские зонтики» (16+) Мишеля Леграна. Когда я осмелилась прикоснуться к этому шедевру, чтобы осуществить впервые в России постановку «Зонтиков», я понимала, что это рискованный шаг: будет либо большой провал, либо грандиозная победа. Среднего быть не могло, потому что мы замахнулись на мировую классику в одной из самых сложных ее разновидностей – джазовая опера.
Самым трудным было получить лицензию. Не буду рассказывать, как я это преодолевала. Но мы это сделали. На премьеру прилетел сам Легран, который провел с нами три дня. После спектакля он вышел на сцену, прослезился и сказал, что абсолютно счастлив, назвав нашу постановку лучшей в мире. Это был результат огромного творческого труда всего коллектива – артистов, оркестра, постановочной части, всех причастных к работе над этим произведением. Мы смогли со сцены рассказать историю первой любви, знакомую многим, и сопереживание зала превзошло все ожидания.
Потом было восемь номинаций и две «Золотые маски», много других наград. Спектакль назвали «открытием года». Тот период запомнился навсегда. Это была наша вторая вершина.
– А что было первой?
– «Мэри Поппинс, до свидания!» (6+) Максима Дунаевского. Этот мюзикл также впервые в стране мы поставили на театральной сцене. На 20-летие спектакля Максим Исаакович прислал нам видеопоздравление, в котором подчеркнул, что после нас огромное количество театров в стране играет «Мэри Поппинс», но «Карамболь» был первым, кто создал театральную версию этого мюзикла. А зрителей на юбилейном показе было ничуть не меньше, чем на премье ре, – переаншлаг в огромном зале ДК им. Ленсовета.
Потом был мюзикл «Человек-амфибия» (12+) на музыку Андрея Петрова из фильма 1960-х годов, ее мы дополнили другими сочинениями этого композитора, написанными в тот же период его творчества.
Позже в нашем репертуаре появился «Корольолень» (12+) Микаэла Таривердиева, «31 июня» (12+), «Тайна Третьей планеты» (6+) Александра Зацепина и многие другие шедевры жанра. С каждым спектаклем связана особая история, они все вошли в биографию театра.
В 2023 году, к 90-летию Альфреда Шнитке, также впервые в стране мы поставили мюзикл «Сказка странствий» (12+). С разрешения вдовы композитора на основе его музыки к одноименному кинофильму 1983 года, дополнив музыку фильма другими произведениями Альфреда Шнитке, я сделала музыкальную редакцию ряда партитур композитора, которые легли в основу театральной версии нашей «Сказки странствий». Автор картины Александр Митта вместе с сыном Евгением, актером и художником, на основе сценария фильма написали для нас пьесу, а стихи создал выдающийся поэт Юлий Ким. Эта масштабная работа позволила зрителям впервые услышать музыку Альфреда Шнитке в жанре театрального мюзикла.
– А когда и как в спектаклях появились дети?
– В 1992 году я написала для театра «Карамболь» мюзикл «Белоснежка и семь гномов» (0+). Мне хотелось, чтобы в этом спектакле были заняты дети. Мы начали набирать по конкурсу детскую студию. С тех пор, вот уже 32 года, ежегодно проводим осенью такой детский конкурсный набор. Желающих всегда очень много. Нас радует, что родители не безразлично относятся к тому, есть ли у их ребенка слух, голос, способности, тянется ли он к театру.
Занятия бесплатные. У нас сильные репетиторы – артисты, режиссеры, хореографы, преподаватели сценической речи. Я сама веду хоровые занятия.
Мы не ставим своей целью вырастить профессиональных артистов. Но если дети хотят двигаться дальше, мы помогаем им готовиться к поступлению в творческие вузы. Как признался один петербургский режиссер, когда наши дети приходят на кастинги, они часто выделяются своим осмысленным подходом к профессии и пониманием театра.
– Как изменилась жизнь театра с появлением детей?
– У нас все сразу ожило и стало чудеснее. Сегодня получается так, что дети – так же как и взрослые артисты – у нас и в зале, и на сцене. Мы как бы «зеркалим» друг друга. И в этом есть настоящая правда жизни. Я часто говорю нашим артистам, что они долго будут молодыми, потому что играют рядом с детьми, от которых исходит такая энергия!
Конечно, есть свои сложности. Дети быстро вырастают, и каждый раз надо начинать все сначала. Но отказываться от этой важной части нашей творческой жизни мы не хотим.
– Спектакли, которые заявлены в репертуаре, идут по много лет. Чем вы могли бы объяснить такое долгожительство?
– Я не люблю спектакли, которые не вызывают эмоций. Искусство требует соединения сердца и ума. И, когда нет чувств, особенно если это касается детей, это не мое. Поэтому у нас идут спектакли, которые требуют сопереживания, это некое воспитание чувств. А когда спектакль трогает до слез, когда приходят на него по несколько раз, то есть смысл в его долгожительстве.
– А над чем театр «Карамболь» работает сейчас?
– Сейчас мы вместе с режиссером Антоном Оконешниковым готовим новую постановку с моей музыкой – мюзикл «Маленький принц» (6+) по произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Впервые в этой работе моим соавтором стал поэт Алексей Иващенко – автор «Норд-Оста» (6+), русских версий мюзиклов «Шахматы» (12+), «Золушка» (0+) и многих других. Премьера «Маленького принца» состоится 7 июля.
Кроме того, мы планируем выпустить серию дисков. Это будут записи лучших номеров из наших постановок – диски с произведениями Александра Зацепина, Микаэла Таривердиева, Андрея Петрова, Сергея Никитина, а также с моей музыкой. Надеемся, что зрители, которые давно просили записи мелодий из наших мюзиклов, услышав их, с радостью вспомнят встречи в театре «Карамболь».