Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Ирина Брондз: «Искусство требует соединенения сердца и ума»

Детский музыкальный театр «Карамболь» готовится отметить 35-летний юбилей. Какой путь он прошел за эти годы? Об этом «Петербургскому дневнику» рассказала художественный руководитель – директор театра
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

 Ирина Дмитриевна, вы возглавляете театр. Что-то предвещало такую судьбу?

– Пожалуй, нет. Кроме того, что от природы у меня абсолютный слух и я с 3-4 лет подбирала на фортепиано и  пела разные мелодии. Однажды моей маме предложили отправить меня в  Москву, в  музыкальную школу для одаренных детей. Но она сказала: «Нет! Пусть у меня растет нормальный ребенок».

Уже потом было музыкальное училище и Ленинградская консерватория – уникальный вуз, где работали прекрасные педагоги. К примеру, по фортепиано я  училась у  знаменитой Софьи Хентовой – личного биографа и друга семьи Дмитрия Шостаковича. Окончила теоретико-композиторский факультет с красным дипломом.

Думаю, это очень хорошо, что у меня такое фундаментальное образование. Потому что  только в  том случае, когда обладаешь знаниями в разных областях мировой культуры, можно создавать что-то стоящее сегодня.

– И вы создали театр. Как это случилось?

– Еще в годы перестройки у меня возникла идея создать театр. Я предложила коллегам – артистам и музыкантам – сосредоточиться на жанре детского мюзикла. Ранее я работала в песенном жанре, писала для  детей и взрослых, и многие песни были сюжетные, театральные. Мне всегда это было интересно. Их  исполняли не только детские коллективы, но и популярные артисты – Эдуард Хиль, Азиза, Игорь Скляр, Катя Семенова и другие.

Но когда я начала воплощать в жизнь идею создания театра, оказалось, что это очень сложная организационная работа. Особенно когда речь идет о государственном статусе. Девять месяцев я занималась оформлением бумаг. Этот исторический документ, который подписал Владимир Путин, в то время заместитель Анатолия Собчака, сейчас висит в рамочке на стене моего кабинета. Когда мы получили государственную поддержку, появилась уверенность, что можно идти дальше.

 Театр начинался с ваших сочинений. Поделитесь секретом, как  они рождаются?

– В  1990-е годы практически не было репертуара для детей, который соответствовал бы выбранному жанру и профессиональным требованиям. И я поняла, что должна создать его сама. Сначала это были одноактные спектакли: «Свинопас» по сказке Андерсена (0+), «Сказка о рыбаке и рыбке» по произведению Пушкина (6+). Детская классическая литература – прекрасный повод для создания музыкальных постановок для юных зрителей. Позже многие спектакли были номинированы на престижные премии.

«Карамболь» сегодня – лауреат таких премий, как «Золотая маска», «Золотой софит», национальной музыкальной премии «Музыкальное сердце театра», Большого детского фестиваля Сергея Безрукова, фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям». Коллектив театра – дважды лауреат премий правительства Петербурга. Но этому предшествовал большой путь, серьезная творческая работа, поиски своего места в театральном сообществе.

 Как  вы пришли к  жанру мюзикла , который в  то  время не  был столь популярен, как сегодня?

– Я всегда интересовалась мюзиклом. В Консерватории брала уроки у выдающегося композитора Сергея Слонимского, поскольку он ближе других был к этому жанру. Помню, как мы анализировали клавир Александра Колкера «Свадьба Кречинского» (12+)…

Поиски своих путей в постановках спектаклей этого жанра для нас принципиально важны. Мюзикл имеет множество разновидностей и ответвлений в истории своего развития. Одной из  вершин в  этом жанре я считаю «Шербурские зонтики» (16+) Мишеля Леграна. Когда я осмелилась прикоснуться к этому шедевру, чтобы осуществить впервые в  России постановку «Зонтиков», я понимала, что  это рискованный шаг: будет либо большой провал, либо грандиозная победа. Среднего быть не  могло, потому что  мы замахнулись на  мировую классику в одной из самых сложных ее разновидностей – джазовая опера.

Самым трудным было получить лицензию. Не буду рассказывать, как я это преодолевала. Но мы это сделали. На премьеру прилетел сам Легран, который провел с нами три дня. После спектакля он вышел на сцену, прослезился и сказал, что абсолютно счастлив, назвав нашу постановку лучшей в мире. Это был результат огромного творческого труда всего коллектива – артистов, оркестра, постановочной части, всех причастных к работе над  этим произведением. Мы смогли со сцены рассказать историю первой любви, знакомую многим, и сопереживание зала превзошло все ожидания.

Потом было восемь номинаций и две «Золотые маски», много других наград. Спектакль назвали «открытием года». Тот период запомнился навсегда. Это была наша вторая вершина.

– А что было первой?

– «Мэри Поппинс, до свидания!» (6+) Максима Дунаевского. Этот мюзикл также впервые в стране мы поставили на театральной сцене. На 20-летие спектакля Максим Исаакович прислал нам видеопоздравление, в котором подчеркнул, что после нас огромное количество театров в  стране играет «Мэри Поппинс», но «Карамболь» был первым, кто создал театральную версию этого мюзикла. А зрителей на юбилейном показе было ничуть не  меньше, чем  на  премье ре,  – переаншлаг в огромном зале ДК им. Ленсовета.

Потом был мюзикл «Человек-амфибия» (12+) на музыку Андрея Петрова из  фильма 1960-х годов, ее мы дополнили другими сочинениями этого композитора, написанными в тот же период его творчества.

Позже в  нашем репертуаре появился «Корольолень» (12+) Микаэла Таривердиева, «31 июня» (12+), «Тайна Третьей планеты» (6+) Александра Зацепина и многие другие шедевры жанра. С каждым спектаклем связана особая история, они все вошли в биографию театра.

В 2023 году, к 90-летию Альфреда Шнитке, также впервые в стране мы поставили мюзикл «Сказка странствий» (12+). С разрешения вдовы композитора на основе его музыки к одноименному кинофильму 1983 года, дополнив музыку фильма другими произведениями Альфреда Шнитке, я сделала музыкальную редакцию ряда партитур композитора, которые легли в основу театральной версии нашей «Сказки странствий». Автор картины Александр Митта вместе с сыном Евгением, актером и художником, на основе сценария фильма написали для нас пьесу, а стихи создал выдающийся поэт Юлий Ким. Эта масштабная работа позволила зрителям впервые услышать музыку Альфреда Шнитке в жанре театрального мюзикла.

– А когда и как в спектаклях появились дети?

– В 1992 году я написала для  театра «Карамболь» мюзикл «Белоснежка и семь гномов» (0+). Мне хотелось, чтобы в этом спектакле были заняты дети. Мы начали набирать по конкурсу детскую студию. С тех пор, вот уже 32 года, ежегодно проводим осенью такой детский конкурсный набор. Желающих всегда очень много. Нас радует, что родители не безразлично относятся к тому, есть ли у их ребенка слух, голос, способности, тянется ли он к театру.

Занятия бесплатные. У нас сильные репетиторы – артисты, режиссеры, хореографы, преподаватели сценической речи. Я сама веду хоровые занятия.

Мы не ставим своей целью вырастить профессиональных артистов. Но если дети хотят двигаться дальше, мы помогаем им готовиться к  поступлению в  творческие вузы. Как признался один петербургский режиссер, когда наши дети приходят на кастинги, они часто выделяются своим осмысленным подходом к профессии и пониманием театра.

– Как изменилась жизнь театра с появлением детей?

– У  нас все сразу ожило и стало чудеснее. Сегодня получается так, что дети – так  же как  и  взрослые артисты – у нас и в зале, и на сцене. Мы как бы «зеркалим» друг друга. И в этом есть настоящая правда жизни. Я  часто говорю нашим артистам, что они долго будут молодыми, потому что играют рядом с детьми, от которых исходит такая энергия!

Конечно, есть свои сложности. Дети быстро вырастают, и каждый раз надо начинать все сначала. Но отказываться от этой важной части нашей творческой жизни мы не хотим.

– Спектакли, которые заявлены в  репертуаре, идут по  много лет. Чем  вы могли бы объяснить такое долгожительство?

– Я не люблю спектакли, которые не вызывают эмоций. Искусство требует соединения сердца и ума. И, когда нет чувств, особенно если это касается детей, это не мое. Поэтому у нас идут спектакли, которые требуют сопереживания, это некое воспитание чувств. А  когда спектакль трогает до слез, когда приходят на  него по  несколько раз, то  есть смысл в его долгожительстве.

– А над чем театр «Карамболь» работает сейчас?

– Сейчас мы вместе с режиссером Антоном Оконешниковым готовим новую постановку с  моей музыкой – мюзикл «Маленький принц» (6+) по произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Впервые в  этой работе моим соавтором стал поэт Алексей Иващенко – автор «Норд-Оста» (6+), русских версий мюзиклов «Шахматы» (12+), «Золушка» (0+) и многих других. Премьера «Маленького принца» состоится 7 июля.

Кроме того, мы планируем выпустить серию дисков. Это будут записи лучших номеров из наших постановок – диски с  произведениями Александра Зацепина, Микаэла Таривердиева, Андрея Петрова, Сергея Никитина, а  также с  моей музыкой. Надеемся, что зрители, которые давно просили записи мелодий из наших мюзиклов, услышав их, с радостью вспомнят встречи в театре «Карамболь».