Станислав Кузнецов: создание единой системы антифрода снизит масштаб телефонного мошенничества на 80-90 процентов
Надо создавать единую систему с участием банков, мобильных операторов, правоохранительных органов, маркетплейсов, регуляторов, где все участники получали бы одномоментно информацию о мошенничестве, украденном телефонном номере, о том, где точно находятся преступники.
Такой подход, как в ходе дискуссии «Цифровая безопасность клиента. Код доверия нового времени» на ПМЭФ-2024 сообщил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов, мог бы на 80-90 процентов уменьшить масштаб противоправных действий.
По его словам, борьба с телефонным мошенничеством требует объединения усилий финансовых структур и регулятора, телекоммуникационных компаний и правоохранительных органов при ужесточении наказания для лиц, занимающихся преступной деятельностью.
Участниками этой дискуссии на ПМЭФ стали представители органов государственной власти и компаний, вовлечённые в разработку предложений по противодействию телефонному мошенничеству. Речь шла о том, что необходимы законодательные инициативы, регулирующие порядок предоставления сим-карт и ответственность за их неправомерное использование. С другой стороны, не менее важно повышать цифровую грамотность граждан.
«Тема телефонного мошенничества чрезвычайно актуальна для нашей страны. Сегодня это огромная отрасль с миллиардными оборотами, с колоссальным числом вовлечённых в преступную деятельность людей и миллионами пострадавших. Тем не менее многие кредитные организации научились бороться с этим злом. В Сбере, например, эффективность составляет 99,8 процента. Наши алгоритмы искусственного интеллекта с высочайшей точностью определяют, что идёт мошенническая операция, и мы можем её блокировать», – сказал Станислав Кузнецов.
Он отметил, что одна из необходимых мер – выявление так называемых дропов, то есть людей, которые участвуют в выводе преступно полученных средств. При этом деньги выводятся по-разному, даже с помощью компьютерных игр.
По словам спикера, сегодня около 2 миллионов человек являются дропами. Сбер умеет эффективно определять таких преступников – как используя собственные антифрод-системы, так и сотрудничая с телекомами.
«Если говорить о телекомах, то с «большой четвёркой» идёт активное взаимодействие. Однако в стране действует около 650 региональных компаний, ряд из которых не уделяет проблеме внимания. Происходит то, что мы называем отсутствием управления защитой. Идёт бесконтрольная продажа сим-карт для граждан зарубежья – для этого требуется лишь идентификация по ID-карте, которую можно очень быстро подделать. Это целый бизнес, целая отрасль. Следует продавать сим-карты только по паспорту. Но это предложение пока только обсуждается», – рассказал заместитель председателя правления Сбербанка.
Кузнецов считает, что для борьбы с телефонным мошенничеством надо объединить усилия финансовых организаций, которые имеют антифрод-системы лучшего качества, лучшие возможности и состыкованы с FinCERT'ом Банка России. Такие же комплексы должны возникнуть у телекомов и в системе правоохранительных органов.
«В идеале их надо связать в единую систему, где все участники получали бы одномоментно информацию о мошенничестве, украденном телефонном номере, о том, где точно находятся преступники. Такой подход мог бы резко уменьшить масштаб противоправных действий – на 80-90 процентов. И, конечно, надо серьёзно ужесточать наказание преступникам, дропам в том числе. Тогда мы вместе, единым фронтом, сможем победить это зло», – подытожил Станислав Кузнецов.