«Песня – это часть нации»: Алена Петровская о возрождении и поддержке интереса к народной традиции
С 14 по 16 июня на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга пройдет IX Международный фестиваль народной песни «Добровидение». Участники из России, Китая, Индии, Белоруссии и Сербии выступят с яркими аутентичными номерами.
Одной из участниц от Санкт-Петербурга станет российская эстрадная и народная певица белорусского происхождения Алена Петровская. «Петербургский дневник» пообщался с исполнительницей незадолго до фестиваля.
- Алена, расскажите, как начинался ваш путь в творчестве?
- Я родилась в простой белорусской семье. Изначально у меня не было цели переезжать в Россию. Планировала поступать на учебу в Минске. Пение всегда было моим хобби. Так сложились обстоятельства, что в мой родной город на фестиваль «Золотой шлягер» приехала Людмила Зыкина. После ее выступления мне удалось пройти к ней гримерку, и она меня прослушала. Людмила Георгиевна была немногословна. Она сказала: «У тебя, девочка, очень красивый, запоминающийся тембр голоса. Езжай в Ленинград, получай образование». Почему именно Ленинград – я не знаю до сих пор.
- Вы последовали совету?
- Я поехала через год. Меня прослушали и сказали: «Алена, у вас есть все шансы поступить, но вы из другого государства, из Белоруссии. Для поступления у вас должны быть баллы выше, чем у россиян, тогда вам будет отдано предпочтение». Набрав достаточное количество баллов, я прошла отбор. Так я поступила в Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств на кафедру русского народного песенного искусства и окончила его в 2006 году.
- Какие новые профессиональные грани раскрыло в вас обучение?
- Там я столкнулась с фольклором. Начала изучать казачьи песни, вологодскую культуру. Много внимания было уделено песням из Калуги. Очень большой диапазон знаний. Моя дипломная работа была написана на тему «Белорусская народная песня в современной интерпретации». Через год я попала на бэк-вокал в коллектив Елены Ваенги.
- Что вам дал этот опыт?
- Елена меня очень поддерживала эмоционально и морально. Она говорила: «Так, как поешь русские и белорусские народные песни ты, больше никто не поет в стране. Ты должна это продвигать». Так, она попросила меня на каждом концерте петь сольную песню. У меня была возможность выходить на большую публику. Это был колоссальный сценический опыт. Особенно учитывая, что всего год назад я окончила институт. В коллективе Елены Ваенги я проработала семь лет.
С 2009 года я даю сольные концерты. Сейчас у меня свой состав музыкантов, который я не меняю. Вышло шесть сольных альбомов с известными композиторами и авторами современного времени. Такими, как Игорь Слуцкий, Константин Минин, Лариса Рубальская, Валерий Калинкин, Валерий Семин и не только. В свой репертуар я стараюсь выбирать песни, которые трогают человеческие души.
- Почему для вас важно сохранять народную песенную традицию?
- Во-первых, хочется, чтобы люди помнили свои корни. Это очень важно. Песня – это же часть нации. С ее образами, традициями. Когда-то население жило в тесном взаимодействии с народной песней. Помню, как моя прабабушка во время выполнения дел по дому (например, когда гладила одежду) напевала белорусские народные песни. Она жила с народной песней, это был стиль ее жизни. Мне тогда было всего четыре года, но эти воспоминания и впечатления очень отложились в памяти.
О том, что людям нравится и важно слышать народные песни, говорит и тот факт, что очень часто на концертах зрители просят меня исполнить ту или иную композицию из народной традиции. И я не могу им в этом отказать.
- Связь с традицией своего народа может послужить основой для воспитания личности?
- Конечно, может. На мой взгляд, важно приобщать детей к народной традиции со школы. Если бы в школах на уроках музыки дети в общей сложности изучили бы 25 народных песен, это бы внесло большой вклад в формирование их личности. Прочувствовать, спеть каждую из песен на том уровне, как ребенок умеет на данный момент его жизни, – это огромный вклад в его развитие и понимание традиции его народа.
Человек должен знать свои корни. Точно так же, как человек знает своих родителей, свои фамилию, имя и отчество, он должен знать и свою родную культуру. Знать русские песни, знать, как выглядит народный костюм. Хотелось бы, чтобы детей к этим знаниям приобщали со школы. Собственно, и для этого в том числе и был создан фестиваль «Добровидение». Для того, чтобы жила народная традиция, народная песня.
- С какой композицией вы выйдете на сцену фестиваля?
- На «Добровидении» я буду представлять Белоруссию и исполню белорусскую народную песню. В гала-концерте буду принимать участие впервые. Я и ранее выступала в рамках мероприятий «Добровидения», которые проходят в течение года. Например, давала концерты перед бойцами, вернувшимися из зоны специальной военной операции.
В целом очень бы хотелось, чтобы подобные фестивали развивались в нашей стране, получая поддержку со стороны государства и зрителей. Важно, чтобы их трансляции можно было увидеть по телевидению и чтобы молодое поколение могло слышать эти песни. На своих концертах я вижу, что все чаще с родителями приходят и дети. В том числе подростки. Это значит, что интерес к народной традиции, народной песне есть. Важно его поддерживать и развивать.