До Петра Великого и многим позже: в «Манеже» продолжается третья Санкт-Петербургская ярмарка современного искусства «1703»
Петербургская ярмарка искусства берет свое начало в 2022 году, году 350-летия Петра Великого, которое широко отмечалось в различных сферах. Ее название отсылает нас к году рождения любимого петровского детища. Совсем недавно генеральный директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский на одной из пресс-конференций призвал шире смотреть на деятельность Петра.
«Мы всегда говорим, что Петр привез все, одновременно говорим, что ничего нам не нужно привозить иностранного. Мы забываем, что император сделал с тем, что он привез. Он научился сам, отправил наших людей туда, приглашал иностранных специалистов… А потом была Полтава и ликвидация шведской гегемонии», – напомнил Пиотровский.
В ФОКУСЕ ЭКСПОЗИЦИИ
Коллекции, привезенные из путешествий Петра в Европу, в свое время стали для России тем самым современным искусством. Да и сам царь во время Великого посольства обучался рисованию у голландского гравера. Будет ли у российского современного искусства своя победоносная битва, пытаются ответить и на ярмарке «1703».
«Распространенные сейчас поиски вдохновения в культурном коде и традиционных ремесленных техниках стали фокусом экспозиции на нескольких стендах Санкт-Петербургской ярмарки искусства «1703» в этом году», – рассказывает директор Санкт-Петербургской ярмарки искусства «1703» Алиса Преснецова.
Например, один из стендов представляет проект «Былины в кратком изложении», где картины предстают как иллюстрации к сказкам и былинам. На нем же Даша Фурсей, выпускница Академии художеств, показывает «Северных сфинксов» в рамках проекта «Дымка». Художница следует традиции русского лубка, северной народной игрушки и супрематистов начала ХХ века.
«Сегодня мы видим, как современные художники черпают вдохновение в художественных и ремесленнических практиках, уделяя особое внимание народным сюжетам и историческому контексту. Также это отражается и в предметном дизайне, и в архитектуре, актуализируя и переосмысляя формы от авангарда до модернизма», – поясняет основатель и генеральный директор школы Masters Полина Бондарева.
ТРОГАТЕЛЬНЫЕ НАПОМИНАНИЯ
Другой тренд, который зрители успевают уловить, курсируя по лабиринту современных галерей, – ностальгия. Многим молодым художникам сейчас около 30 лет – их детство прошло в советской и постсоветской эстетике: хрущевки, фарфоровые сервизы, хрусталь, ковры, громоздкие телевизоры и детские игрушки. Одними из самых заметных арт-объектов на стенде петербургской галереи стали керамические неваляшки.
«Это трогательные напоминания из детства, которые каждый проносит через взрослую жизнь. Нам всем иногда не хватает возможности остановиться и заземлиться, обернуться назад, чтобы идти вперед», – отмечает владелица и куратор галереи KGallery Кристина Березовская.
Через общую историю и узнаваемые образы современное искусство становится доступнее широкому кругу зрителей.
Ярмарка ставит перед собой стратегическую для арт-рынка цель – превратить любителей искусства в коллекционеров. И если сейчас приобрести картину Виктора Васнецова или Василия Сурикова почти невозможно, то уже сегодня в «Манеже» реально купить рисунок молодого художника, работы которого через 30-50-100 лет будут считаться мировыми шедеврами и украшать ведущие музеи и галереи будущего.
«Художники обращаются к личной памяти, традициям своего региона, переосмысляют нарративы русской культуры и сказок через традиционные техники работы с текстилем, керамикой и фарфором», – добавила Алиса Преснецова.
Концептуально ярмарка «1703» разделена на пять секций. Первая и самая большая – «Основа» – объединяет 26 стендов галерей.