В стенах Консерватории имени Римского-Корсакова обнаружили фрагмент живописи первой трети XIX века
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912648/__medium_PD191517_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
На Театральной площади завершается реставрация Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Сделан важный этап
«Объект был в довольно плачевном состоянии, но благодаря вниманию нашего президента и стараниям строителей здание консерватории было спасено. В первой половине этого года под двумя новыми куполами из стекла и авиационного алюминия оборудованы общественные пространства. Полезная площадь здания увеличена почти на 700 квадратных метров. Консерватория, бесспорно, – один из самых значимых объектов, масштабной реставрацией которого мы занимались», – сказал заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин.
Реставрацию учебного музыкального учреждения планируется завершить к концу 2024 года. Первый концерт в ее стенах должен пройти также в конце года.
По словам руководителя обособленного подразделения Санкт-Петербурга компании «Единый заказчик в сфере строительства» Дениса Анненкова, в Консерватории завершается реставрация интерьеров. На Парадной лестнице, в Малом зале Глазунова и Домовой церкви уже разобраны строительные леса.
«После завершения всех работ интерьеры предстанут в первозданном виде, – рассказывает Денис Анненков. – В прошлом году решена одна из ключевых задач проекта. Во внутренних дворах Консерватории установлены светопрозрачные купола для обустройства общественного пространства».
Напомним, что в начале лета 2023 года в музыкальном учебном заведении завершили первый этап реставрационных работ, от лесов освободили лицевые фасады здания. Стены вуза предстали в историческом светло-бежевом свете.
Исторических росписей – 25 процентов
В стенах бывшей Домовой церкви уже можно увидеть первозданные исторические интерьеры. Правда, до нашего времени не все росписи сохранились в полном объеме.
«После строительства здания Консерватории (вторая половина XIX века) в северной части здания обустроили храм Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь хранила память о многих музыкантах, которые работали, служили, молились в этих стенах. Церковь действовала вплоть до революции, пока храм не закрыли. Впоследствии это помещение получило другое назначение – его реконструировали и сделали два этажа. Здесь появилась библиотека и классы», – рассказывает искусствовед компании-субподрядчика Дмитрий Бохонский.
В ходе реставрации уже в наше время специалисты демонтировали перекрытия, возвратив исторический облик храму. Исследователи не только зафиксировали частичную утрату живописи из-за возведенных ранее перекрытий, но и нашли сохранившуюся роспись, которая пряталась под слоями масляной краски.
«Исследователи обнаружили роспись с ликами святых, роспись в виде изображения Рождества Христова. Орнаментную роспись на нижнем ярусе. Начались исследования, которые проводились в разных местах, вплоть до Костромы. Изучали эскизы мастеров, включая художника Андрея Рябушкина, под руководством которого и велась работа по их созданию. Пытались определить цвет помещения. На данный момент известно, что подлинных исторических росписей сохранилось примерно 25%», – говорит искусствовед.
Кроме того, специалисты воссоздали витражи для окон Домовой церкви, которые были утрачены.
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912651/__medium_PD191520_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912655/__medium_PD191526_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912657/__medium_PD191529_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912659/__medium_PD191535_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912661/__medium_PD191549_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912663/__medium_PD191559_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912666/__medium_PD191561_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912651/__small_PD191520_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912655/__small_PD191526_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912657/__small_PD191529_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912659/__small_PD191535_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912661/__small_PD191549_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912663/__small_PD191559_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912666/__small_PD191561_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
Орган монтируют и настроят
В Малом зале Глазунова завершаются реставрационные работы.
«Нам осталось привести в порядок деревянные панели и мраморные подоконники. В ходе работ мы уже отреставрировали штукатурный слой Зала, дали новую жизнь живописи, отреставрировали балконы. Места, где зафиксировали утраты, докомпоновали», – рассказала реставратор компании-субподрядчика Александра Потапова.
Параллельно идет реставрация корпуса органа, который расположен в этом зале. «Сейчас реставраторы удаляют множество наслоений старой краски. Есть небольшие дефекты на корпусе органа. Кроме того, мы воссоздаем утраченные элементы», – рассказывает художник-реставратор компании-субподрядчика Алексей Самохвалов. – Орган, который был установлен в зале в 2005 году, сейчас частично демонтирован, в дальнейшем его соберут, монтируют и настроят».
Неожиданная находка
Отметим, что во время ремонта перекрытий в фойе Малого зала Глазунова специалисты обнаружили живопись предположительно первой трети XIX века.
«Известно, что здание Каменного театра строил Антонио Ринальди в 1786 году. Здание несколько раз горело, и в 1891 году было принято решение построить на месте Каменного театра здание Консерватории. Его строили по проекту архитектора Владимира Николя. Проект предполагал использование остатков фундамента и стен театра. До момента начала масштабной реставрации Консерватории многие думали, что от театра остались только камни. Наши реставторы обнаружили фрагмент предположительно стены с живописью первой трети XIX века. В то время конкретно в этом месте находилось фойе концертного зала Каменного театра», – рассказывает директор корпоративных коммуникаций компании – генерального подрядчика по проведению реставрационных работ Сергей Рыбак.
По его словам, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и специалисты компании приняли решение о музеефикации обнаруженного участка.
«Мы его обложили камнем и планируем уложить на участок бронестекло. Живописью смогут полюбоваться все желающие», – сказал Сергей Рыбак.
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912654/__medium_PD191574_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912656/__medium_PD191573_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912658/__medium_PD191572_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912662/__medium_PD191570_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912664/__medium_PD191569_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912665/__medium_PD191566_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912667/__medium_PD191563_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912654/__small_PD191574_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912656/__small_PD191573_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912658/__small_PD191572_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912662/__small_PD191570_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912664/__small_PD191569_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912665/__small_PD191566_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)
![](https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/912667/__small_PD191563_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B7_web.jpg.jpg)