Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

В стенах Консерватории имени Римского-Корсакова обнаружили фрагмент живописи первой трети XIX века

Реставрацию здания планируется завершить к концу 2024 года
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

На Театральной площади завершается реставрация Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Сделан важный этап

«Объект был в довольно плачевном состоянии, но благодаря вниманию нашего президента и стараниям строителей здание консерватории было спасено. В первой половине этого года под двумя новыми куполами из стекла и авиационного алюминия оборудованы общественные пространства. Полезная площадь здания увеличена почти на 700 квадратных метров. Консерватория, бесспорно, – один из самых значимых объектов, масштабной реставрацией которого мы занимались», – сказал заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин.

Реставрацию учебного музыкального учреждения планируется завершить к концу 2024 года. Первый концерт в ее стенах должен пройти также в конце года.

По словам руководителя обособленного подразделения Санкт-Петербурга компании «Единый заказчик в сфере строительства» Дениса Анненкова, в Консерватории завершается реставрация интерьеров. На Парадной лестнице, в Малом зале Глазунова и Домовой церкви уже разобраны строительные леса.

«После завершения всех работ интерьеры предстанут в первозданном виде, – рассказывает Денис Анненков. – В прошлом году решена одна из ключевых задач проекта. Во внутренних дворах Консерватории установлены светопрозрачные купола для обустройства общественного пространства».

Напомним, что в начале лета 2023 года в музыкальном учебном заведении завершили первый этап реставрационных работ, от лесов освободили лицевые фасады здания. Стены вуза предстали в историческом светло-бежевом свете.

Исторических росписей – 25 процентов

В стенах бывшей Домовой церкви уже можно увидеть первозданные исторические интерьеры. Правда, до нашего времени не все росписи сохранились в полном объеме.

«После строительства здания Консерватории (вторая половина XIX века) в северной части здания обустроили храм Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь хранила память о многих музыкантах, которые работали, служили, молились в этих стенах. Церковь действовала вплоть до революции, пока храм не закрыли. Впоследствии это помещение получило другое назначение – его реконструировали и сделали два этажа. Здесь появилась библиотека и классы», – рассказывает искусствовед компании-субподрядчика Дмитрий Бохонский.

В ходе реставрации уже в наше время специалисты демонтировали перекрытия, возвратив исторический облик храму. Исследователи не только зафиксировали частичную утрату живописи из-за возведенных ранее перекрытий, но и нашли сохранившуюся роспись, которая пряталась под слоями масляной краски.

«Исследователи обнаружили роспись с ликами святых, роспись в виде изображения Рождества Христова. Орнаментную роспись на нижнем ярусе. Начались исследования, которые проводились в разных местах, вплоть до Костромы. Изучали эскизы мастеров, включая художника Андрея Рябушкина, под руководством которого и велась работа по их созданию. Пытались определить цвет помещения. На данный момент известно, что подлинных исторических росписей сохранилось примерно 25%», – говорит искусствовед.

Кроме того, специалисты воссоздали витражи для окон Домовой церкви, которые были утрачены.

Орган монтируют и настроят

В Малом зале Глазунова завершаются реставрационные работы.

«Нам осталось привести в порядок деревянные панели и мраморные подоконники. В ходе работ мы уже отреставрировали штукатурный слой Зала, дали новую жизнь живописи, отреставрировали балконы. Места, где зафиксировали утраты, докомпоновали», – рассказала реставратор компании-субподрядчика Александра Потапова.

Параллельно идет реставрация корпуса органа, который расположен в этом зале. «Сейчас реставраторы удаляют множество наслоений старой краски. Есть небольшие дефекты на корпусе органа. Кроме того, мы воссоздаем утраченные элементы», – рассказывает художник-реставратор компании-субподрядчика Алексей Самохвалов. – Орган, который был установлен в зале в 2005 году, сейчас частично демонтирован, в дальнейшем его соберут, монтируют и настроят».

Неожиданная находка

Отметим, что во время ремонта перекрытий в фойе Малого зала Глазунова специалисты обнаружили живопись предположительно первой трети XIX века.

«Известно, что здание Каменного театра строил Антонио Ринальди в 1786 году. Здание несколько раз горело, и в 1891 году было принято решение построить на месте Каменного театра здание Консерватории. Его строили по проекту архитектора Владимира Николя. Проект предполагал использование остатков фундамента и стен театра. До момента начала масштабной реставрации Консерватории многие думали, что от театра остались только камни. Наши реставторы обнаружили фрагмент предположительно стены с живописью первой трети XIX века. В то время конкретно в этом месте находилось фойе концертного зала Каменного театра», – рассказывает директор корпоративных коммуникаций компании – генерального подрядчика по проведению реставрационных работ Сергей Рыбак.

По его словам, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и специалисты компании приняли решение о музеефикации обнаруженного участка.

«Мы его обложили камнем и планируем уложить на участок бронестекло. Живописью смогут полюбоваться все желающие», – сказал Сергей Рыбак.

Закрыть