Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

225 лет со дня рождения Пушкина: история памятника на площади Искусств и тайны скульптуры на станции метро «Пушкинская»

Сегодня в России отмечают день рождения поэта
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Один из самых известных памятников поэту украшает площадь Искусств. Как и когда он там появился? И почему в руках у бронзового поэта на станции метро «Пушкинская» ветка сирени, а не рябины? Об этом рассказали в Мастерской Аникушина – филиале Государственного музея городской скульптуры.

Удача и вызов

Модель памятника Александру Пушкину, который сегодня украшает площадь Искусств, встречает гостей при входе в мастерскую. Работу над ним скульптор Михаил Аникушин вел еще до момента строительства своей мастерской в Вяземском переулке. Работа над скульптурой на площади Искусств проходила в зданиях разных мастерских.

«Работа над этим памятником дала старт успешной карьере скульптора. Модель, которая встречает наших гостей, – максимально приближена к оригиналу. Правда, есть одна деталь, которая отличает оригинал, – поэт держит в левой руке листы бумаги. И если сама поза, поднятая правая рука максимально приближены к образу, который мы видим на площади, то от листов бумаги в левой руке Аникушин в итоге отказывается. Скульптор считал, что мы, как зрители, не нуждаемся в подсказках, мы знаем и так, что перед нами поэт», – рассказывает заведующая Мастерской Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры) Юлия Мачевская.

Более ранняя модель памятника, которую можно также увидеть в музее, выполнена в 1949 году. Именно с ней в этом же году Аникушин принимает участие в городком конкурсе на проект памятника поэту. В этой работе Пушкин в левой руке держит не листы бумаги, а книгу, от которой впоследствии, как и от листов, автор также откажется.

Отметим, что изначально в качестве места для его установки рассматривали стрелку Васильевского острова. В 1937 году – Год Всесоюзного празднования столетия со дня смерти поэта – там даже заложили камень. Планы скорректировала начавшаяся Вторая мировая война. После ее окончания к идее установки памятника вернулись. Но в этот раз выбор пал на площадь Искусств, к которой раньше только присматривались.

«Изначально конкурс был закрытым, но в последний момент его условия поменяли и пригласили к участию всех желающих. Аникушин воспользовался этим шансом. Буквально за два месяца он готовит модель для конкурса, которая выходит в финал, работу над ней скульптор продолжает. В итоге его соперник – скульптор Томский – отказывается от дальнейшего участия в конкурсе (под предлогом других заказов), и Аникушин становится победителем», – рассказывает собеседник «Петербургского дневника».

Памятник, который сегодня украшает площадь Искусств, устанавливают в 1957 году. Пушкин для Аникушина, по словам Юлии Мачевской, особый, любимый герой, к которому скульптор был неравнодушен с самого детства. Поэтому возможность стать участником городского конкурса была не только огромной удачей, но и профессиональным вызовом для него.

Откуда сирень

Михаил Аникушин знакомит нас с образами Пушкина на протяжении всей его жизни, от молодого лицеиста до зрелого поэта.

«Фигура поэта, сидящего на пеньке в Царском Селе, была выполнена к 1955 году. Тогда в городе открыли станцию метро «Пушкинская», где впоследствии ее и установили. О судьбе скульптуры до сих пор много чего неизвестно. Так, в какой-то момент скульптуру повредили: отбили фрагмент стопы и кисти с пальцами, в которой поэт держал ветку рябины. В дальнейшем фигуру, видимо, отправили в мастерскую Аникушина на реставрацию, а на станции метро появилась копия, которая стоит сегодня. Правда, в руке у поэта уже не ветка рябины, а ветка сирени. Здесь стоит пояснить один момент. Работая над скульптурой, Аникушин вдохновлялся стихотворением поэта «Осень». Поэтому по задумке автора, Пушкин приезжает в Царское Село именно осенью. В нашем музее можно увидеть фотографии модели памятника из глины, на которой очень хорошо видна ветка рябины, которую держит поэт. Как и почему поменяли такую важную и большую деталь памятника, неизвестно, как и неизвестно, кто сделал копию памятника для станции метро «Пушкинская», – рассказала Юлия Мачевская.

«Я волнуюсь, а он – спокоен»

Скульптура для станции метро «Черная речка» выполнена в 1982 году. Здесь, по словам собеседника «Петербургского дневника», совершенно другой образ поэта предстает перед горожанами.

«Поэт «запечатлен» перед дуэлью. Здесь он буквально укатан в шубу, которая больше напоминает саван, кроме того, его поза, сложенные руки также дают представления зрителю о том, что ждет поэта в ближайшее время. Аникушин об этом памятнике говорил так: «Я волнуюсь, а он  спокоен». Автор показывает его величие, его готовность к любому исходу, – рассказывает Юлия Мачевская. – В нашем музее у гостей есть уникальная возможность рассмотреть скульптуру поближе, так как на станции метро подойти к ней близко мы не можем».

Добавим, что в музее можно посмотреть гипсовую модель скульптуры (из которой отлит памятник в бронзе для станции метро).

«В гипсе мы видим буквально каждое прикосновение скульптора. Фигура выглядит статично, однако «движение» в ней все равно прослеживается за счет самой позы, в которой находится поэт», – отметила эксперт.