Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Алексей Зырянов: «Это лучшая в России цифровая карта жителя»

Проекту «Единая карта петербуржца» исполнилось пять лет. Какой она задумывалась, что получилось, почему появилась скидка на проезд, рассказал председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Алексей Зырянов
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

– Алексей Владиславович, через пять лет после запуска «Единой карты петербуржца» как оцениваете достигнутое?

– «Единая карта петербуржца» – это лучшая в России цифровая карта жителя. И это не только мое мнение, но и профессионалов. В прошлом году именно в такой номинации мы получили I Национальную премию за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город».

 Какие именно планы ставились пять лет назад при запуске? Чтобы карта была у каждого жителя?

– Конечно, мы стремимся к тому, чтобы все экономически активные жители Санкт-Петербурга и граждане Российской Федерации, которые находятся на территории города, были пользователями «Единой карты петербуржца». Сейчас у нас картой пользуются в основном петербурженки в возрасте от 25 до 40 лет. Это основная аудитория. То есть, по большому счету, экономически активное население, которое мы хотели вовлечь в этот проект, вовлекли. Занимаемся и детской аудиторией. Провели конкурс рисунков, чтобы выбрать талисман для подсистемы «ЕКП-дети». В ней будем предоставлять сервисы уже не только для подростков с 14 лет и старше, но и для детей от 6 до 14 лет.

– «Единой картой петербуржца» чаще оплачивают проезд или другие покупки?

– Когда карта создавалась, мы анализировали те сервисы, которые наиболее популярны у горожан. Самым востребованным среди них была и остается оплата проезда в общественном транспорте. При оплате проезда по специальным тарифам в рамках проекта «Единая карта петербуржца» горожане серьезно экономят. Сумма экономии уже превысила 5,5 миллиарда рублей.
По транзакциям банковского сервиса данных у меня нет. Но я знаю, что держатели карты активно оплачивают ей товары, работы, услуги.

– Сначала скидка на проезд в метро при оплате картой была огромной, сейчас она просто большая. Почему?

– История со скидкой в метро была направлена прежде всего на популяризацию платежной системы, совместно с которой реализовывался проект. Эту задачу мы выполнили, петербуржцы смогли оценить качество этой услуги.

Сейчас тариф по «Единой карте петербуржца» в метро все равно остается ниже, чем при оплате «Подорожником». И теперь благодаря транспортной реформе добавился льготный тариф на наземный транспорт. Раньше такое не получалось, потому что в городе было много перевозчиков: каждый со своей системой считывания и валидаторами. А на сегодня у всех – государственные контракты, требования для перевозчиков одинаковые. И это позволило внедрить систему оплаты по ЕКП на всем наземном транспорте.

Мы делаем услугу комфортной для жителя. И он выбирает, как ему лучше оплачивать: с помощью банковской «Единой карты петербуржца» либо записывать на нее «Подорожник» с льготным проездным билетом. У карты, по большому счету, в этой части все возможности, на мой взгляд, есть.

 Несмотря на единообразие сервиса перевозчиков, у каждого из них свои стоп-листы, в которые попадают те карты, на которых баланс не позволил оплатить проезд. Что мешает объединить их в один? Чтобы людям для возврата денег не приходилось искать, какой перевозчик обслуживает маршрут.

– С учетом того, что у нас не так много перевозчиков, подумаем, как упростить выход из стоп-листа. Но для начала все-таки не надо туда попадать. В магазинах же люди не набирают товаров, зная, что на карте нет денег. В проекте «Единая карта петербуржца» регулярно проводятся онлайн-опросы, за участие в них держателям начисляются баллы, которые можно обменять на билеты в учреждения культуры и другие поощрения.

– А сами результаты опросов где потом пригождаются?

– Сервис «Городской диалог» и задумывался для общения с петербуржцами. Задаем жителям те или иные вопросы, которые интересуют прежде всего органы исполнительной власти. Сначала мы запрашиваем власть: какие темы интересуют? Дальше составляем календарь голосований, запускаем голосование на портале «Единой карты петербуржца». Результаты опросов отсылаем тем органам исполнительной власти, которые интересовались той или иной социологической картиной.

В проекте «Единая карта петербуржца» мы тоже иногда проводим опросы: нам бывает важно выяснить, какие сервисы востребованы, какие сервисы жители хотели бы получить и так далее. По большому счету, путем диалога с горожанами мы сверяем свою позицию, корректируем ее, если требуется.

Сейчас у нас есть даже возможность проводить опросы по благоустройству в конкретном районе или округе. Спрашивать у местных жителей, что именно они хотят видеть. Такие опросы востребованы у муниципалитетов.

 Часто ли пользуются картой как документом? Как полисом в поликлиниках, например?

– Вообще полезно, когда под рукой номера СНИЛС и полиса ОМС.
Так, по номеру СНИЛС оказывают большое количество услуг. А предъявление «Единой карты петербуржца» в качестве идентификатора было одним из первых направлений в проекте бережливых поликлиник. На карту можно ьзаписать и электронную подпись. Этим уже активно пользуются врачи в поликлиниках и больницах. Все они работают через ЕКП. Также у нас, кстати, «Единая карта петербуржца» используется в рамках проекта предоставления льгот на посещение бань.

– То есть льгота человека видна на карте?

– Не льгота, а человек, запросив услугу, идентифицируется с помощью ЕКП.

– А льготы?

– Льготы есть в цифровом сервисе системы. В нем создан специальный калькулятор, с помощью которого человек, проходя анкетирование, узнает, какие меры поддержки ему доступны, и получит информацию со ссылками. А дальше ему может позвонить социальный работник и проконсультировать уже по конкретному виду соцподдержки. Это очень востребованный сервис. Число тех, кто прошел его, достигло 90 тысяч человек.

– Плюсы «Единой карты петербуржца» для ее держателей ясны. А что она приносит городской власти?

– Это же проект все-таки для жителей, а не для власти. И он направлен на то, чтобы проще было получать услуги, какие-то преференции и бонусы и чтобы сами сервисы были удобнее. Но и для города, безусловно, польза есть. Например, тот же банный сервис. В его рамках реализуется то, что я называю социальным казначейством: учет тех петербуржцев, которые воспользовались услугой бани. Сейчас совместно с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга реализуем социальный сертификат: пилотно запустили предоставление услуги по тревожной кнопке с использованием системы «Единой карты петербуржца». Для нас это удобно в том смысле, что мы ведем учет петербуржцев, которые воспользовались своими правами на получение социальной услуги по социальному сертификату, и дальше оплачиваем из бюджета то, что они получили. Раньше это осуществлялось на бумажном носителе. Надеюсь, что с Комитетом по соцполитике мы добавим на нашу платформу еще ряд услуг.

– Что нового готовите в следующие пять лет для «Единой карты петербуржца»?

– Это вы надолго задумали – на целых пять лет. Ну все же пять лет «Единой карте петербуржца» уже исполнилось, да и 2029 год не за горами.

Для цифровой среды пять лет – много, здесь все очень быстро развивается. Мы продолжим переводить социальные услуги на платформу «Единой карты петербуржца», будем вовлекать детей, развивая детские сервисы.

Уже задумываемся над тем, чтобы активнее привлекать к проекту более консервативную часть наших жителей, пенсионеров. Сейчас число получателей пенсии, которые пользуются службами «Единой карты петербуржца», не так велико.

– Почему?

– Это, во-первых, действительно консервативная часть населения с точки зрения пользования сервисами в цифровом формате. Во-вторых, они меньше передвигаются по городу, их активность меньше. Будем адаптировать проект для них.

– А молодежь уже активно пользуется «Единой картой петербуржца»?

– У нас Всемирная организация здравоохранения считает молодежью всех до 44 лет.

– Другая молодежь. Студенты, например, получают на нее стипендию?

– Каждый из нас может получать любые меры соцподдержки, стипендии, пенсии, заработную плату на ту карту, которую считает удобнее. У других банковских карт выгода – это в основном кешбэк. А у ЕКП помимо всего прочего есть еще и система сервисов. Переводить все на одну платформу – это очень эволюционный процесс.

 Перевести все не получится, а всех?

– Всех перевести тоже не выйдет. Люди все-таки часто консервативные, привыкли к тому или иному банковскому сервису и уже не хотят уходить.