Какие тайны хранит старый городской тоннель: промышленный краевед Александр Треугольников рассказал о подземном ходе завода «Красный треугольник»
– Александр, различные издания периодически пишут о преобразовании бывшего завода «Красный треугольник» в общественно-деловое пространство. Однако о подземном тоннеле предприятия информации нет. Расскажите, почему он появился? И для чего был нужен?
– Такие тоннели использовались для сообщения двух площадок фабрики или завода, исторически разделенных городской улицей. Например, тоннели бывшего завода имени Калинина под Уральской улицей, завода «Электросила» под Московским проспектом, бывшего хлебозавода имени Кирова под проспектом Обуховской Обороны.
О подземном тоннеле бывшего завода «Красный треугольник», еще дореволюционного времени, помнят разве что архивные документы. Дело в том, что резиновая мануфактура «Треугольник» (или завод «Красный треугольник». – Ред.) на Обводном канале к 50-летнему юбилею в 1910 году представляла собой очень крупное предприятие с шестью котельными.
Ему требовалось много угля для кочегарок. Однако исторически сложилось так, что угольный склад фабрики был расположен на другой стороне оживленного Петергофского проспекта (сейчас – Старо-Петергофский проспект. – Ред.), что вызывало сложности. Правление фабрики приняло решение о строительстве тоннеля для подземной системы транспортировки угля.
– Как шло строительство этого тоннеля?
– В 1913 году фабрика заключила договор с крупной немецкой строительной фирмой Philipp Holzmann & Cie. Строительство началось в том же году и не обошлось без происшествия. В сентябре городские газеты пестрели заголовками: «Потоп на Петергофском проспекте», «Без конок, без воды и без трамвая».
Оказалось, что рабочие неосторожно забивали сваи. Одна из них завалилась и разорвала водопроводную трубу. Вот так газеты описывали те события: постройка велась самым лихорадочным образом, в две смены. При забивке свай попали в трубу городского водопровода.
Катастрофа произошла около четырех часов ночи. Вода заполнила огромную выбоину, подтопила путь, и столбы укрепления упали на трамвайные столбы и оборвали трамвайные провода. На место приехали член Государственной думы Милютин, начальник городских железных дорог Незым, полицмейстер и прочая власть. Было остановлено трамвайное и коночное движение. Население порта и Нарвской части осталось без воды. Жители домов бегали с ведрами и ушатами, вымаливая воду в домах противоположной стороны.
– Но достроить тоннель все-таки удалось?
– Да. Богатая фабрика покрыла убытки от прорыва трубы, и тоннель был достроен.
Его строили открытым способом с частичным ограничением движения по проспекту. Протяженность сооружения составила более ста метров, а глубина залегания – три метра. Это был первый железобетонный угольный тоннель в городе.
Ширина и высота его свода позволяли установить внутри транспортер для непрерывной подачи угля. Кроме того, было создано электрическое освещение и обустроена дорожка для персонала. Много лет тоннель снабжал фабрику углем.
– А как он использовался после этого?
– В советское время котельные переводили сначала на жидкое топливо, а впоследствии на газ. Нужда в угле отпала. Территория бывшего угольного склада отошла к заводу «Металлист», который был в составе «Треугольника». Тоннель пригодился для других нужд.
Там проложили разные трубопроводы и кабели. Также его использовали сотрудники вооруженной охраны завода для перемещения со служебными собаками. В конце 1990-х годов входы замуровали тяжелыми плитами и закопали.
– Что с тоннелем сегодня?
– В 2022 году он напомнил о себе. Произошел прорыв трубы. На место аварии приехали сотрудники «Водоканала Санкт-Петербурга». Рабочие перекрыли воду и раскопали наклонный вход тоннеля. Работы велись несколько дней.
За это время мне удалось пообщаться с бригадой и даже спуститься в подземелье. Однако за сто с лишним лет культурный слой в этом месте поднялся на полметра, и свод тоннеля оказался в грунтовых водах.
Без откачки воды пройти тоннель невозможно. После ремонта трубы рабочие закопали место прорыва, спрятав тайну старинного подземного хода на долгие годы.
Не секрет, что в большом городе есть подземные тоннели. Например, среди самых известных – транспортный Канонерский тоннель и пешеходный Выборгский тоннель. Но есть и малоизвестные. Это небольшие тоннели на бывших предприятиях.
Александр Треугольников занимается изучением истории дореволюционных предприятий Петербурга с 2009 года.