День морской столицы: в Петербурге начался Фестиваль ледоколов
Парад ледоколов впервые состоялся в 2014 году – в год 150-летия ледокольного флота России. С первого же проведения он вошел в список главных событий, открывающих летний туристический сезон в Петербурге. Фестиваль знакомит жителей и гостей города с историей освоения Арктики и полярными профессиями.
ГОД СЕМЬИ
В дни фестиваля на набережной Лейтенанта Шмидта для гостей и жителей города развернули пространство со множеством семейных и детских активностей – это занимательная химия, аквагрим, викторины, павильон для пенсионеров «Активное долголетие». Люди гуляют действительно семьями: бегает множество детей с разрисованными лицами, из павильонов также слышны детские крики и смех, множество семей – от малышей до седых стариков – любуются ледоколами.
И это, конечно, главное зрелище – ледоколы «Мурманск», «Капитан Сорокин» и «Капитан Косолапов». Огромные, похожие на многоквартирные дома суда, которые пришвартованы у набережной Лейтенанта Шмидта и в дни фестиваля открыты для посещения.
ВСЕМИРНЫЙ ГЕРОЙ ФЛОТА
Но, как и в прошлые годы, главный герой – ледокол-музей «Красин» – символ великой эпохи освоения Арктики. На его борту и дается старт фестивалю. В этом году самому знаменитому ледоколу в мире исполнилось 107 лет. Он участвовал в спасательных миссиях, морских сражениях в годы Великой Отечественной войны, исследовал заполярный край. Сегодня ледокол «Красин» (филиал Музея Мирового океана) выполняет важнейшие задачи по сохранению морского наследия.
«Очень символично, что фестиваль отмечают именно на набережной Лейтенанта Шмидта. Ведь именно сюда в 1928 году «Красин» пришвартовался, завершив миссию по спасению экипажа дирижабля «Италия», – рассказал действующий капитан «Красина» Николай Юшкевич.
Он добавил, что встречающие тогда устроили на берегу праздник для команды и пассажиров ледокола, а корабль сразу приобрел мировую известность и стал легендой флота.
СОХРАНЕНИЕ МОРСКОГО НАСЛЕДИЯ
Церемония открытия проводится практически на самом верху «Красина» – навигационной палубе. Старт дан – звучит гулкий и громкий корабельный гудок. Тут же ему вторит соседний ледокол «Капитан Сорокин».
«Хорошо помню, как появилась мысль о создании этого фестиваля. Инициативу сразу подхватил Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга. С тех пор мы каждый год встречаемся на берегах Невы», – сказала советник губернатора Петербурга на общественных началах Татьяна Чкалова.
Она подчеркнула, что создание и проведение этого фестиваля – огромный вклад в сохранение морского наследия, преемственности поколений, а также подтверждение Петербургом звания морской столицы.
«Для нас проведение Фестиваля ледоколов – большая честь. Он почти сразу стал одним из символов Петербурга и очень полюбился горожанам. Мы всегда говорим, что туристы любят то, что нравится жителям. Люди приходят на эти корабли и отчетливо понимают, в каком великом городе они находятся», – сказала временно исполняющая обязанности председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия.
Она добавила, что подрастающее поколение таким образом формирует мнение о том, как живет его город, страна и в то же время проникается жаждой созидания.
СТРАЖИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
«Хочу напомнить, что именно благодаря ледоколам появилась навигация. До 1961 года все городские порты на зиму закрывались. Спустя больше чем 60 лет – в этом сезоне – в акватории Финского залива работали уже 11 ледоколов», – рассказал директор федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Балтийского моря» Петр Паринов.
Он подчеркнул, что через Балтику проходит на сегодняшний день более трети всего грузооборота Российской Федерации. Это одна из важнейших торговых артерий страны, а ледоколы – ее отцы и защитники.
«Эти грандиозные суда обеспечивают безопасность мореплавания не только в акватории Финского залива, но и на территориях Крайнего Севера. Всем известно, что в России самый крупный и мощный ледокольный флот в мире, и сегодня его главный праздник», – сказал руководитель Северо-Западного бассейного филиала государственного унитарного предприятия «Росморпорт» Александр Стрельников.
Он выразил надежду, что дети и подростки, посетившие ледоколы, заинтересуются мореходством и в будущем станут студентами профильных учебных заведений.
В БРЮХЕ ВОДНОГО ГИГАНТА
Вблизи ледокол «Капитан Сорокин» ещё более огромен, чем с набережной. Гигантское черно-желтое сооружение закрывает солнце. Трап очень крутой – многие поднимающиеся взбираются по нему с нескрываемой опаской.
На носу корабля можно разместить две баскетбольные площадки. Основная экскурсия не зря проходит именно здесь: нос – самая важная, функциональная часть ледокола.
«Ледокол раньше работал в Арктике, но в 1991 году прошел специальную модернизацию в Германии – изменили нос, чтобы проходить в устьях северных рек», – рассказал первый старший помощник капитана ледокола Игорь Тимашин.
Он подчеркнул, что ледокол за собой колею открытой воды оставляет той же ширины, что и нос. В случае с «Капитаном Сорокиным» – 32 метра.
«В подробности вдаваться не буду, но по факту двигатели корабля работают на электричестве. Такой выбор сделан потому, что в условиях пролома льда необходима маневренность, возможность быстро остановиться и сдать назад. Такое возможно только на электрической тяге», – сказал Игорь Тимашин.
На палубе сложно держать в голове, что ты находишься на корабле. Складывается полное ощущение, что стоишь на крыше дома или большой строительной площадке.
«Ледоколы делятся на портовые и линейные, как наш. Мы ведём корабли, являемся головой каравана, и нам очень тесно в портах», – пояснил Игорь Тимашин.
НЕ ПРОПУСТИТЬ
Представители Комитета по развитию туризма также напомнили, что одним из главных событий фестиваля станет вальс буксиров 1 июня. Суда включат пожарные гидранты, и в солнечный день в брызгах воды можно увидеть радугу.