Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

Андрей Сиденко: «Главное в выстраивании цифровой гигиены ребенка – баланс между ограничениями и функциональностью»

Руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности – об основных цифровых угрозах и способах защиты от них
Фото: предоставлено «Лабораторией Касперского»

Несмотря на максимально плотное внедрение интернета и цифровой среды практически во все аспекты нашей жизни, многие люди воспринимают киберугрозы как неопасные, несуществующие и, следовательно, неважные. Эта ошибка может привести к катастрофическим последствиям, особенно если дело касается безопасности детей. Об основных угрозах и способах борьбы с цифровыми угрозами «Петербургскому дневнику» рассказал руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко.

– Андрей, расскажите, что сейчас считается самой серьезной онлайн-угрозой для детей?

– Классифицировать их по уровню опасности, я думаю, не стоит. Необходимо смотреть во все стороны, на все обращать внимание. Но основные выделить можно.

Онлайн-груминг – общение взрослого человека с детьми под личиной ребенка. У такого злоумышленника могут быть самые разные цели, вычислить его можно именно по мотивации, которая так или иначе станет понятна в определенный момент.

Овершеринг – публикация слишком большого количества и слишком личной информации о себе. Это, конечно, касается и взрослых, но для детей опасность особенно велика. В силу возраста они часто не смотрят даже в ближайшее будущее, не понимают, что информация в интернете остается навсегда, и сиюминутное решение может вылиться в огромные проблемы впоследствии. В данном случае нужен особенный контроль родителей и педагогов. Необходимо максимально доходчиво объяснить ребенку все, что касается безопасности и приватности данных, – к чему может привести публикация номера телефона, адреса, тех или иных фотографий.

– Как обстоит в России ситуация с травлей в интернете?

– Да, кибербулинг у нас, к сожалению, очень сильно развит. На данный момент очень распространённая проблема, по масштабам мы на первых строчках. Его опасность в отсутствии геолокации и в целом рамок – травить могут буквально из любой точки планеты круглосуточно. 

В данном случае нужно, как уже выше сказано, внимательнее относиться к данным. Также при столкновении с травлей в Сети нужно сразу блокировать ее источник. Технически это сделать просто, но многие не могут именно психологически. Иногда просто тяжело добавить обратившегося человека в черный список. Иногда если сталкиваются с клеветой, то вступают в полемику, доказывают свою правоту, опровергают чужую ложь. Крайне важно не вступать в общение вообще, иначе процесс будет бесконечным.

И здесь, конечно, тоже очень важно предельное участие родителей. Для многих детей травля в Сети, особенно масштабная, может стать провоцирующим фактором чудовищного стресса. Поэтому нужно находиться рядом, дать понять ребенку, что он не один, а среди тех, кто его любит.

Также кибербулинг опасен непониманием реальности угрозы. Большинство нынешних родителей выросли без интернета, когда как для современных детей это часть жизни с рождения, и угрозы они ощущают соответствующе. На это родителям стоит обратить особое внимание.

– В Китае детям до восьми лет будет запрещено пользоваться смартфоном более 40 минут в день, а 16-17-летним подросткам – более двух часов. Стоит ли перенять этот опыт ради безопасности?

– Китайский опыт использования интернета продиктован целым рядом специфических именно для этой страны факторов.

Если в целом, создание ограниченного интернета только для детей может привести только к негативным последствиям. Как минимум, туда должны будут иметь доступ родители, что в целом делает затею бесполезной. Если разговаривать в контексте ограничений, то в данном случае можно обойтись исключительно программами родительского контроля. И здесь опять же необходим добросовестный и комплексный подход родителей к этому вопросу.

– Как найти оптимальный баланс между ограничениями и отношениями с ребенком?

– Важно эти инструменты использовать не как сугубо запретительские, а как возможность лучше узнать своего ребенка. Это дополнительный канал коммуникации, который позволит объяснить ребенку, что бывают очень плохие, опасные и смертельно опасные вещи, на которые легко можно наткнуться в интернете. 

Например, при использовании программы отслеживания поисковых запросов не стоит сразу паниковать, если ребенок ищет что-то, что вам не нравится. Стоит подождать, понаблюдать, понять или осторожно спросить, что привело его к таким запросам, чем он мотивирован, что происходит в контексте этой темы в его жизни на данный момент.

Отдельно стоит затронуть программы, которые помогают родителю физически отследить ребенка. Очень многие подростки воспринимают эту меру, если узнают о ней, максимально агрессивно – родители им не верят, считают их маленькими, когда они уже взрослые и так далее. В данном случае поможет взаимное доверие – дать ребенку возможность отслеживать ваше местоположение. Это железный контраргумент на претензию об отсутствии доверия и возможность дополнительно сблизиться с ребенком.

– В каком возрасте и как правильно начать обучение цифровой гигиене?

– Это нужно делать сразу, как взял в руки гаджет. Необходимо подготовиться – самому все настроить, вместе с ребенком завести все необходимые аккаунты, максимально кратко и емко предупредить его обо всех угрозах, чтобы и не напугать, и донести серьезность.

Самостоятельно родителям нужно проверить все потенциально опасные моменты: лицензионные соглашения сервисов и приложений, настройки приватности, тип и объём предоставляемых пользователем данных, репутацию и собственно контент тех ресурсов, к которым ребенку будет открыт доступ. Это большая работа, потребует много времени и сильной ментальной концентрации, но сделать это необходимо. 

– Сейчас нейросети активно используются как репетиторы. Какие опасные последствия могут быть при взломе этих алгоритмов?

– Такие модели используются достаточно давно. В случае получения доступа к ним злоумышленниками результат будет тот же – утечка данных пользователя. Если говорить об этом в контексте школьного обучения, то именно эту информацию они и будут знать. 

Основная мера безопасности здесь такая – при общении с нейросетями нужно представить, что вы разговариваете с незнакомым человеком и, соответственно, сообщать ему только необходимую для диалога информацию. Тогда даже в случае утечки ущерб будет минимален.