Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Президент Федерации футбола Санкт-Петербурга Алексей Игонин рассказал о реформе детских турниров, которая вызывает интерес у представителей многих видов спорта

Он также назвал главную проблему петербургского футбола на сегодняшний день и поделился своим собственным спортивным опытом
Фото: Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

 Алексей, вы возглавили городскую Федерацию футбола осенью прошлого года, до этого работали ее генеральным секретарем. Давайте объясним читателям, что входит в сферу ответственности вашей организации?

– Мы аккредитованы в Российском футбольном союзе и отвечаем за развитие футбола в Петербурге во всех его разновидностях – большой футбол, футзал, как теперь называют мини-футбол, футбол в форматах «7 на 7», «8 на 8», пляжный футбол, адаптивный футбол, а также за проведение соревнований в этих видах.

– Что бы вы назвали главной проблемой петербургского футбола сегодня?

– Кадры. Действительно, кадры решают все. У нас выпали несколько поколений специалистов – тренеров, спортивных врачей, массажистов, агрономов полей. Мы работаем над этой проблемой, в частности, по итогам сезона поощряем лучших тренеров и молодых тренеров, выделяем квоты на оплату обучения последних. Мы один из немногих регионов, который занимается воспитанием судей, находим средства и проводим для них сборы, обучающие семинары.

 Много лет в чемпионате города среди детских и юношеских команд идут споры о том, надо ли детям уже в раннем возрасте играть на результат, стремиться занимать высокие места. Ваша позиция?

– Это очень важный вопрос. Я убежден, что для детей в возрасте до 12 лет результат матча, счет на табло, не должен быть определяющим. Он важен, но это не основное.

Самое главное, чтобы каждый футболист повышал свое спортивное мастерство от игры к игре, а гонка за результатом не то что не способствует, а, наоборот, вредит этой основной задаче. Очевидно, что страх ошибки и проигрыша вынуждает играть в примитивный, простой, безынициативный футбол. Нередко бывает, что в погоне за результатом тренеры прибегают и к различным методам, в том числе неспортивным – в первую очередь набирают физически развитых, выносливых ребят, акселератов, чей биологический возраст обгоняет паспортный.

Меня самого в свое время не взяли в школу «Смена» потому, что я плохо сдал нормативы по физической подготовке. В таких случаях вред наносится всем: акселерат не видит смысла тренироваться, так как не имеет должного сопротивления (он и так сильнее всех), а те, кто рядом с ним, не способны ему физически ничего противопоставить. На короткой дистанции это может дать результат, но главное, чтобы ребенок научился играть в футбол.

– Детские команды не должны играть как взрослые?

– Какой футбол ставят тренеры, которые заботятся в первую очередь о результатах? Они учат ребят играть от обороны, применять тактику мелкого фола, затягивать время. Дети не должны играть в антифутбол.

– Как найти выход из такого положения?

– В прошлом году мы начали эксперимент: создали две параллельные турнирные таблицы для детских команд. Одну – привычную, определяющую место по набранным очкам. Вторую – с учетом технико-тактических действий, которые считывали с помощью камеры и специальной компьютерной программы. В зачет шли показатели, принятые на исполкоме Федерации футбола Санкт-Петербурга. Например, количество ударов по воротам, передач вперед, обводок, процент владения мячом и другие показатели. Надо поощрять творчество на поле, умение импровизировать. 

В этом году эксперимент продолжается. По его итогам мы соберем полученные данные, доказательную базу, которую хотим положить в основу предложения по внесению изменений в федеральный закон «О спорте» и исправить систему определения категоризации тренера, которая сегодня зависит исключительно от достигнутого результата, выигранного турнира или чемпионата. От тренерской категории напрямую зависит ставка специалиста, поэтому даже при понимании тренером проблемы он вынужден гнаться за результатом.

Мы создали рабочую группу из представителей различных спортивных областей и ее предложения отправим в Министерство спорта Российской Федерации вместе с собранной доказательной базой: детский футбол должен быть ориентирован на выявление и повышение индивидуального мастерства, а не только на забитые мячи. Результат в профессиональном футболе возможен только тогда, когда 11 высококвалифицированных, обученных игроков выходят на поле.

Мы стали больше внимания уделять адаптивному футболу, в который играют люди с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья. Нам очень помогает Алексей Смертин, который занимается этими направлениями в Российском футбольном союзе.

Что приятно, за нами с интересом следят во всех регионах России. И не только футбольные федерации. Ведь такие же проблемы существуют во всех игровых видах спорта. Все ждут результатов нашего эксперимента, как у нас эта история пройдет.

– Много лет в Петербурге доминируют две футбольные школы – Академия ФК «Зенит», бывшая «Смена», и СШОР «Зенит». Сейчас конкуренция обострилась?

– Как известно, превосходство команд Академии ФК «Зенит» было таким ощутимым, что в определенный период играли ребята на год младше во всех возрастах. Теперь этого нет, борьба идет более упорная. Мы отменили прежнюю систему клубного зачета по командам всех возрастов. И появляются интересные команды в некоторых возрастах – это и «Алмаз-Антей», и «Звезда», которые не только составляют достойную конкуренцию и академии, и СШОР, но и обыгрывают известных в городе соперников.

– Как вы относитесь к частным футбольным школам, которых немало в нашем городе?

– Со своей стороны мы хотим, чтобы они все работали в нашей системе координат, мы объясняем, доказываем, помогаем.

– Старшие команды Академии ФК «Зенит» и СШОР «Зенит» с недавних пор выступают в соревнованиях под эгидой Российского футбольного союза – Юношеских лигах – ЮФЛ-1 и ЮФЛ-2. Это снижает уровень чемпионата города?

– Система проведения соревнований создана таким образом, что вынуждает все команды играть в чемпионате города в полную силу. У них есть футболисты для игры на два или три фронта.

– Как федерация контролирует взрослый любительский футбол в Петербурге?

– Мы не ставим задачи контролировать взрослый любительский футбол. Мы помогаем, способствуем увеличению количества участников. Можно считать положительной оценкой работы нашей федерации то, что Российский футбольный союз в прошлом году доверил Петербургу провести первый в истории финальный этап чемпионата России среди любительских команд. И мы справились с этой задачей.

– Как оцените уровень развития футбольной инфраструктуры в Северной столице?

– В нашем городе с его климатом необходимы манежи с полноразмерными полями и полями с подогревом. По-хорошему федерация должна иметь свой стадион, отвечающий всем необходимым задачам и параметрам.

– Из каких средств складывается бюджет Федерации футбола Санкт-Петербурга?

– В первую очередь это взносы клубов, участвующих в городских соревнованиях, но, к сожалению, они покрывают не всю часть расходов. Нам большую помощь оказывает городской Комитет по физической культуре и спорту, есть средства от партнеров федерации. Ищем спонсоров и, к счастью, встречаем поддержку.

Например, один из петербургских банков, после того как я рассказал о нашем эксперименте, выделил существенную сумму, которая пойдет на закупку оборудования для изучения технико-тактических действий в матчах детских команд. Радует, что наши идеи и предложения находят понимание у тех, кто любит футбол.

– В обществе уже сложилось мнение, что современные футболисты так хорошо зарабатывают, что могут, закончив играть, жить безбедно. Это заблуждение?

– Люди думают, что если ты играл на профессиональном уровне в футбол, то у тебя денег, как мне кто-то однажды сказал, «на два парохода хватит». А когда футболист заканчивает карьеру, то выясняется, что не так уж и много удалось заработать. Я смотрю на своих ровесников, друзей детства, которые занялись бизнесом, – у них все в порядке. Я могу позавидовать их здоровью. Скажем, я не могу долго, больше трех часов, сидеть в одной позе – нога начинает сильно болеть.

– Сколько у вас было операций за карьеру?

– Семь. На этом колене четыре – удалены мениски, связки. Но мне еще повезло – все же играл в высшей лиге, в клубах, где работали хорошие врачи, потому и закончил в 35 лет. А многим футболистам пришлось из-за травм закончить гораздо раньше. И ничего не удалось заработать.

 На днях отмечали 25-летие победы «Зенита» в Кубке России, поделитесь воспоминаниями?

– Когда выиграли Кубок, я был совсем молодым. Не очень понимал, что мы сделали. Только потом, когда нас поздравляли в Питере, когда тысячи людей пришли на Невский, когда мы ехали с кубком в открытых машинах, я осознал, что это большая победа.

Другое дело – бронза в 2001 году. К ней мы шли весь сезон, провели много тяжелых матчей. Бронзовую медаль я считаю своим главным достижением.