Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Максим Кадаков: «Все понимают, что наказывать за опасную езду на дороге необходимо»

Эксперт – об ужесточении наказания для «лихачей» на дорогах
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Правительство РФ одобрило законопроект, вводящий ответственность за опасное вождение. Эксперты отмечают, что уже восемь лет складывается парадоксальная ситуация: в ПДД есть прямой запрет на агрессивную езду, а в КоАП за это санкций нет.

Правительственная комиссия поддержала поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, они предусматривают введение санкций за «опасное вождение». Согласно документу, двенадцатую, «автомобильную» главу кодекса дополнят новой статьей «Умышленное опасное «агрессивное» вождение». Это нарушение будет грозить водителю штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей, а при повторном деянии – лишением прав на срок от одного до трех месяцев.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что в этой инициативе довольно много нюансов.

«С одной стороны, все понимают, что наказывать за опасную езду на дороге необходимо. С другой – это огромное «серое поле», где очень много неопределенностей. Да, визуально мы легко можем определить, что является опасной ездой, а что – нет, но документально зафиксировать это очень сложно. Есть какие-то очевидные вещи, когда предельно ясно, что человек намеренно создает аварийные ситуации на дороге, но вот дальше начинаются вопросы, – говорит Кадаков. – Отчасти это связано и с новой дорожной разметкой. Допустим, человек едет по городу со скоростью 60 км/час, а в Москве очень много мест, где на съезд выделяется пунктирная линия не более 10 м. Чтобы попасть на правильный съезд, тебе нужно с 60 км/час тормозить фактически «в пол». Это опасно? Конечно, опасно для дорожной ситуации – едущий сзади водитель может не успеть среагировать. Но самого водителя, вынужденного идти на такой маневр, опасным признавать нельзя».

По мнению эксперта, вопрос не в том, нужно или не нужно наказывать за опасное вождение, а в том, как это будет реализовано.

«Аналогичный вопрос – с быстрым ускорением автомобиля с места на светофоре, с визгом шин, но без превышения скоростного лимита. Многие скажут: «Да, это опасно». Но, простите, как в данном случае измерять ускорение? В большинстве автомобилей же не стоят акселерометры. Также требует детального разъяснения, что такое «опасное торможение», «опасная дистанция», «опасный боковой интервал» и т. д. По идее, у нас всех мотоциклистов можно легко штрафовать за опасную боковую езду. Потому что в пробках они все поголовно ездят в междурядье, не обеспечивают безопасный боковой интервал, сносят людям боковые зеркала и т. д. В целом тут масса нюансов, и как их фиксировать – большой вопрос», – указал он.

По словам Кадакова, группа повышенного риска – это представители «золотой молодежи», которые на своих спортивных машинах обожают «играть в шашки» на городских трассах.

«Да, такие инциденты фиксируются камерами, и за такое поведение на дороге, безусловно, нужно наказывать. Но здесь нужно вводить в КоАП отдельное понятие – «демонстративное неуважение к обществу и закону». Здесь дело уже не в опасной езде, такой человек просто плюет на законы в виде ПДД, на общество, на других автомобилистов и на инспекторов ГИБДД. Всем своим поведением он словно говорит: «Вы все – никто, я буду делать на дороге то, что захочу», – отметил Кадаков. – Это относится не только к нуворишам на «феррари», многие люди просто привыкли ездить по обочинам, объезжая пробки. А если их кто-то не пропускает, они еще и сигналить начнут, и «бычить»! Честно говоря, я бы за неадекватное поведение на дороге просто конфисковывал автомобили. Потому что случайно это сделать нельзя. Вы можете случайно не попасть в поворот, разогнаться или тормознуть, подрезать кого-то. Но, увы, есть люди, которые демонстративно нарушают правила движения, гордятся этим, а потом еще и выставляют видео со своими «подвигами» в соцсетях. За это должна быть конфискация машины, но до этого мы дойдем еще нескоро».

Возможно, нынешние поправки в КоАП станут первым шагом к дальнейшим ужесточениям наказаний для «лихачей», надеется он.

«Беда в том, что государство почему-то боится применять самые жесткие меры в самых вопиющих случаях. Все помнят хрестоматийный пример с Марой Багдасарян, которая не только многократно нарушала ПДД, но еще и издевалась над стражами порядка. Да, в итоге ее лишили прав на несколько лет, но, с моей точки зрения, это нужно было сделать пожизненно. К сожалению, такой меры в нашем КоАП не предусмотрено. Хотя таким людям, как Багдасарян, на дороге в принципе делать нечего», – заключил Максим Кадаков.