Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

«Лучшая дорога в жизни»: в Петербурге открылась выставка «Между прошлым и будущим. К 50-летию БАМа»

С 27 мая 2024-го по 12 января 2025 года в Музее железных дорог России будет работать выставка, посвященная 50-летию Байкало-Амурской магистрали
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

В Музее железных дорог России прошла торжественная церемония открытия выставки «Между прошлым и будущим. К 50-летию БАМа». В экспозиции представлено более 250 экспонатов. Из них порядка 100 подлинных предметов. Вице-губернатор Кирилл Поляков отметил, что Байкало-Амурская магистраль (БАМ) стала символом целого поколения советских людей.

«Хочется поблагодарить организаторов выставки за сохранение памяти и традиций тех ленинградцев-железнодорожников, тех комсомольцев, которые работали на Балтийской стройке. Это важно и для нас, и для будущих поколений», – сказал Кирилл Поляков.

«Работали под ключ»

Основное внимание в историко-культурном проекте уделено главному этапу строительства БАМа: с 1974 года, когда на XVII съезде Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ) Байкало-Амурская магистраль была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и по 1984 год, когда было уложено «золотое звено», сомкнувшее магистраль.

Среди участников, трудившихся на «стройке века», – Алексей Конюхов. Он был в изыскательской экспедиции на самом сложном участке БАМа (Чара – Тында) в 1978-1980 годах. Центральный отрезок магистрали занял 632 километра.

«Я исполнял обязанности начальника экспедиции. Мы до 1980 года выдавали рабочую документацию, выносили в натуру трассу, которая была запроектирована на картах. Делали разбивочные работы, топогеодезические съёмки, проверяли инженерную геологию, делали закрепления и уже после передавали строителям. Работали под ключ. Строители шли буквально за нами. Все было динамично, в соответствии с программой», – рассказал Алексей Конюхов.

Также он поделился своими воспоминаниями о непростом и даже опасном быте изыскателей. По его словам, мастерам приходилось буквально бороться с погодными условиями. Тогда разница температуры в летний период и зимний составляла около 98 градусов по Цельсию.

«Климатические условия были тяжёлые. Летом было жарко – плюс 38 градусов, зимой – минус 60. Также были сложные геологические условия. Отмечу, что вся трасса составляет 4341 километр, и она проходит через 11 крупнейших рек. В их числе Амур, Лена, Бурея, Витим. Кроме того, дорога проходит через восемь горных хребтов. Были и наледи, и курумы, и болото. Принимаю во внимание, что там ещё есть погребенные льды, их глубина залегания – до 200 метров», – поделился Алексей Конюхов.

Дорога, ставшая судьбой

Куратор выставки Ольга Барковец подчеркнула, что работники ехали на строительство трассы ради принадлежности к великой идее.

«Это действительно люди-энтузиасты, которые, может, не до конца понимали все трудности. Но они все сумели преодолеть. Поначалу жили в палатках. По воспоминаниям бамовцев, когда они просыпались зимой, у них волосы примерзали к подушке. Только на второй год начали строить щитовые дома», – подчеркнула куратор экспозиции.

На выставке представлены фотографии, копии архивных документов, агитационные плакаты, награды, одежда и личные вещи работников. Экспонаты повествуют о жизни десятков тысяч людей, которые принимали участие в строительстве трассы. Так, например, в экспозиции есть подлинный предмет одежды изыскателя – сапог. На нём осталась та самая грязь, что была 50 лет назад.

Кроме того, в экспозиции представлены макеты мостов и тоннелей, вокзалов и железнодорожных станций.

«Считается, что БАМ был достроен только в 2003 году, потому что тогда завершили строительство Северомуйского тоннеля, самого длинного в России. Это одно из сложнейших инженерных сооружений, которое построено не благодаря, а вопреки всему. Сложностей много было – это климат, сейсмическая зона, почва. Ширина перекрытий тоннеля – 6 метров. Представьте, какое количество бетона потребовалось. Во время строительства там происходило много аварий. Данное сооружение унесло более 50 жизней», – рассказала Ольга Барковец.

Также выставка отражает вклад ленинградцев в строительство магистрали. В 1974 году отряд «Комсомолец Ленинграда» отправился на БАМ. А к 1980 году на магистрали работали около трёх тысяч ленинградцев.

«В 1974 году, после съезда ВЛКСМ, поехало немного ленинградцев. Основной отряд уехал в 1975 году. В первую очередь отправляли ленинградцев из ведущих институтов железнодорожного транспорта и строительного. На выставке представлены комсомольские путёвки и эмблемы этих учебных учреждений. И, конечно, кадры с самого съезда, – говорит куратор. – Отмечу, что эта экспозиция – своеобразный гимн тем, кто строил Байкало-Амурскую магистраль. Это лучшая дорога в нашей жизни, которая стала судьбой для многих работников».