Олег Неменский: «Говорить о геноциде нашего народа в период Второй мировой можно и нужно»
Немецкий МИД в ответ на ноту Москвы отказался признавать блокаду Ленинграда актом геноцида, заявила 23 мая спикер Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова.
По ее словам, власти Германии регулярно говорят о том, что выучили ошибки прошлого, но отказываются признавать геноцидом «преступления против человечности, совершенные Третьим рейхом в СССР в годы Великой Отечественной войны». «Прежде всего они отказываются признавать таковым блокаду Ленинграда», – добавила Захарова, сославшись на ответ МИД Германии на ноту посольства РФ в Берлине.
Политолог, историк ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский подчеркнул, что сама постановка вопроса о геноциде русского и других народов СССР во время Второй мировой войны вполне правомерна.
«И очень жалко, что в свое время он не был поставлен на повестку дня еще властями Советского Союза. Та идеология, с которой немцы и их союзники пришли на территорию нашей страны, предполагала геноцид местного населения. И на основе этой идеологии они произвели уничтожение десятков миллионов человек на территории СССР. То есть в целом говорить о геноциде нашего народа в период Второй Мировой можно и нужно», – указал Неменский.
Если говорить конкретно о блокаде Ленинграда, то ее можно рассматривать как один из актов этого большого геноцида, считает историк.
«Тем не менее с исторической точки зрения блокаду нельзя выделять как некий «отдельный геноцид» в цепочке преступлений фашистов. Мол, «блокада была геноцидом, а все остальное, что творили немцы на нашей земле, – нет». Тем более что, судя по историческим документам, при организации блокады Ленинграда у немцев не было идеи «уничтожения русского народа как такового путем блокады города». У гитлеровцев в тот момент была чисто военная логика – нужно взять город под свой контроль, но при этом не брать его штурмом. А вот в целом то, что немцы делали на территории нашей страны с нашим населением, вполне можно признать геноцидом, и на этом надо настаивать», – сообщил Неменский.
Нынешнее поведение немцев объясняется несколькими причинами, пояснил он.
«Во-первых, сейчас им политически очень невыгодно признавать еще один геноцид. Во-вторых, им непонятно, почему мы вдруг «проснулись» по этому поводу 80 лет спустя. Ведь Советский Союз никогда не ставил такой вопрос на повестку дня. И немцы не помнят, чтобы кто-то когда-то вообще обвинял в геноциде русских. Дело в том, что в СССР старались никогда не навязывать немцам чувство вины за преступления в ходе Великой Отечественной. Это была сознательная политика Москвы, направленная на утверждение дружбы социалистических наций. Считалось, что все преступления фашистов произошли «по вине буржуазных элит Германии», а простые немцы якобы «ни в чем не виноваты», – говорит политолог.
Неменский напомнил, что Германия никогда даже не извинялась перед СССР или русским народом за чудовищные преступления фашизма.
«А тут мы сходу, спустя 80 лет, ставим вопрос о признании их геноцидом. Так что у немцев сейчас нет ни чувства вины перед нами, ни памяти о том, что такой вопрос вообще когда-либо поднимался. Поэтому с их стороны есть только удивление и неприятие наших требований. Думаю, нам стоило начать поднимать эти вопросы намного раньше», – заключил историк Олег Неменский.