Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Беспилотники помогут больным и раненым на просторах Ленинградской области

Ленобласть стала одним из шести российских регионов, где проходит необычный эксперимент – транспортировка медицинского оборудования, расходных, перевязочных материалов и крови с помощью БПЛА
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Дрон должен доставить ценную эритроцитарную массу из Центра крови в городе Тосно на территорию Гатчинской клинической межрайонной больницы. Беспилотник компании «Диам-аэро» ждали руководители областного комздрава, гатчинские медики и журналисты.

Дрон доставит кровь и носилки

«Использование беспилотников в гражданской сфере показывает свою актуальность. По поручению Минздрава России мы стали участниками пилотного проекта по апробации таких авиационных систем в системе здравоохранения. Некоторые этапы этого эксперимента уже прошли в прошлом году и показали высокую эффективность», – рассказал председатель комитета по здравоохранению Ленинградской области Александр Жарков.

По словам руководителя, дроны можно использовать при тяжелых ДТП или иных катастрофах для доставки к месту происшествия крови или перевязочных материалов, для уточнения подъездов бригад скорой помощи, изучения особенностей рельефа местности. По словам Александра Жаркова, дрон может доставить даже легкие носилки. Необходимые приспособления для этого уже разрабатываются и будут применяться в зависимости от ситуации. Планируется, что регулировать использование медицинских беспилотников будет специально созданная служба, находящаяся в подчинении у скорой помощи.

Пока БПЛА в 47-м регионе всего один и используется только в порядке эксперимента. По мнению руководителей областного здравоохранения, в будущем будет несколько аппаратов, которые начнут использовать в зависимости от задач. Александр Жарков предполагает, что возможна даже транспортировка раненых при помощи дронов.
Главный специалист комитета по здравоохранению Ленобласти по скорой помощи и медицине катастроф и главный врач скорой помощи Ленинградской области Анна Сбруева уточнила, что сейчас в регионе идет активное реформирование службы скорой помощи.

«В Ленинградской области до процесса объединения системы скорой медицинской помощи, начавшегося в июле 2022 года, было 19 отделений скорой помощи, все находились в структуре межрайонных больниц, одно в Сосновом Бору имело особый статус. Объединение скорой помощи в ряде регионов страны, в том числе в Ленобласти, – это требование Минздрава, а цель объединения – создание единого юридического лица, которому подчиняется вся скорая медицинская помощь на территории одного субъекта. Создается также единая диспетчерская на весь регион – так это работает в Санкт-Петербурге. При необходимости к месту вызова направляется любая свободная или находящаяся ближе к месту вызова бригада. При разном подчинении и разных юрлицах это было сделать невозможно», – уточнила Анна Сбруева.
Таким образом, и для применения БПЛА для нужд скорой медицинской помощи вне зависимости от места происшествия будет достаточно решения старшего врача единой диспетчерской.

Фото: предоставлено компанией-разработчиком

Не прилетел, но обещал вернуться

Дрон с кровью, к сожалению, при нас так и не прилетел. Несмотря на все пройденные согласования, возник непредвиденный момент, не связанный с конкретным экспериментом. Однако разработчики медицинского дрона рассказали, на что он будет способен.

«Беспилотное управление в экстренных ситуациях сейчас приобретает первостепенное значение, в том числе в гражданских целях. Но сейчас вопрос в изменении законодательства. Когда поправки будут внесены, будут построены маршруты для дронов. При запросе на использование дрона строится полетное задание, которое дрон выполняет. Уже сейчас можно использовать так называемые дрон-порты – домики для дрона. Специалисты загружают туда груз, и дальше по команде оператора все происходит в автоматическом режиме. Дрон сам себя проверяет, летит, садится, выключается, к нему подходит сотрудник и забирает груз. Это уже реальность, которая работает», – рассказал генеральный директор и главный конструктор дрона Антон Драненков.

По его словам, эксперименты по гражданскому использованию дронов его компания уже проводила на севере страны, работы по доставке грузов проводились вместе с «Почтой России». Однако, отвечая на вопрос «Петербургского дневника», Антон Драненков признал, что население пока не привыкло к беспилотникам и достаточно метко их отстреливает.

«Не, банка огурцов, конечно, до него не долетит, но вот из охотничьих ружей на севере попадали, и нередко. Может, красный крест надо будет нарисовать на дроне, может, будет задействовано массовое оповещение. Когда население привыкнет, будет восприниматься спокойно. Сейчас мы всего лишь на одном из этапов», – вздыхает разработчик.

Пока использование беспилотников в Ленобласти, как и в Санкт-Петербурге, запрещено. Чтобы организовать нынешний эксперимент, понадобились несколько дней согласований в пяти ведомствах. Но, как оказалось, и этого было недостаточно.

«В текущий момент сложная система согласования. Когда законодательство будет изменено, весь процесс согласования займет полчаса. Аэрологистика очень востребована, это очевидно. Но, видимо, надо еще немного подождать», – говорят инженеры.

При Минздраве России уже создана межведомственная рабочая группа по вопросам развития и применения беспилотных авиационных систем в здравоохранении. Когда межведомственные вопросы будут решены, неотложная медицинская помощь с использованием БПЛА при техногенных катастрофах, серьезных ДТП и любых проблемах со здоровьем на огромных просторах Ленинградской области будет, очевидно, востребована.