Никита Масленников: «Речь Владимира Путина в Харбине – это реакция России на текущую ситуацию в торгово-экономических отношениях с КНР»
Москва поддерживает настрой Пекина на локализацию производств в РФ и готова предоставлять инвесторам большие льготы. Об этом 17 мая заявил президент РФ Владимир Путин на церемонии открытия Российско-китайского «ЭКСПО» и Форума межрегионального сотрудничества в Харбине.
«Россия не только приветствует настрой китайского бизнеса на локализацию производств на нашей территории. Мы готовы предоставлять инвесторам из КНР экономические льготы, помощь и поддержку», – отметил он. Российский лидер также подчеркнул, что РФ готова предоставить доступ и к уникальной российской технологической базе и высококвалифицированным кадрам. По его словам, в условиях, когда мир стоит на пороге следующей технологической революции, Москва настроена последовательно углублять двустороннюю кооперацию в области высоких технологий и инноваций.
Экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что в переговорах с китайцами нужно всегда делать поправку на традиционный, классический, присущий им пафосный момент.
«Речь, адресованная им, всегда должна быть крайне благожелательной, обозначать некие перспективы, чтобы партнеры ощутили и свой личный интерес в их достижении и т.д. Отношения с Китаем принято строить именно так – сначала идут некие торжественные заявления, потом продумывание путей их реализации, потом – адаптация к тому, что реально можно сделать, и т.д.» – говорит эксперт.
По его словам, несмотря на то что сегодня взаимный товарооборот Москвы и Пекина превысил 240 миллиардов долларов, основная экономическая работа еще впереди.
«Да, взаимные риски есть, но есть и другие моменты. Та речь, с которой Владимир Путин обратился к китайскому бизнесу, – это реакция России на ту ситуацию, которая складывается в наших торгово-экономических отношениях. Ведь в последние месяцы у нас возникли серьезные проблемы с взаимными платежами за экспорт и импорт. Ряд китайских банков сейчас не принимает платежи из РФ даже в китайских юанях, опасаясь вторичных санкций США и ЕС. В итоге финансовые системы двух стран вынуждены идти на создание различных «серых схем», которые влекли за собой увеличение числа финансовых посредников и удорожание транзакций. Китайская South China Morning Post опубликовала шокирующую цифру – в марте пик расбалансировки расчетов превысил 80 процентов от всего объема взаимных поставок», – напомнил Масленников.
На эти пертурбации очень нервно реагировал российский рубль, который сейчас стабилизировался благодаря тому, что в марте-апреле резко вырос объем продаж наших энергоресурсов на внешние рынки, составив 1 триллион 229 миллиардов рублей, указал он.
«Тем не менее проблема проводки платежей между РФ и КНР остается: пошло резкое сокращение импорта и экспорта. А эти задержки принципиально важны для критически важных закупок, параллельного импорта в РФ и т.д. С учетом этих рисков, обеим странам становится выгодно локализовать отдельные крупные производства на территории друг друга. Понятно, что всегда проще рассчитываться за произведенный товар прямо на месте его производства, – говорит экономист. – Сегодня от санкций США особенно сильно страдают китайские сферы автомобилестроения и машиностроения. А локализация тех же автопроизводств означает, что вокруг китайского инвестпроекта начнет выстраиваться сеть мелких и средних российских поставщиков, и это будет выгодно всем. Впрочем, такие планы пока находятся в стадии проработки».
По словам Масленникова, проблема коллапса финансовых расчетов не случайно вошла даже в текст итогового заявления визита, подписанного двумя лидерами – Путиным и Си.
«Понятно, что самым логичным решением будет выстраивание «шлюзовых переходов» между российской и китайской системой бизнес-платежей. Надеюсь, что в рамках своего председательства в БРИКС России удастся продвинуть идею создания международной клиринговой системы, альтернативной SWIFT, завязанной на условную расчетную единицу стран БРИКС. Но это, увы, связано с большим количеством политических издержек, а также потребует довольно много времени. Тот же ЕС шел к созданию евро около 20 лет. А те же индийцы, будучи членами объединения, до сих пор выступают против подобных инициатив. На этом фоне локализация ряда крупных китайских производств на территории РФ выглядит более быстрым и понятным решением проблемы», – указал аналитик.