Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Кирилл Котков: «В нынешнем году товарооборот между РФ и КНР может достичь 300 миллиардов долларов»

Эксперт-китаевед – о визите президента РФ в Китай
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Президент России Владимир Путин находится в КНР с первым после переизбрания зарубежным визитом. 16 мая глава государства проведет в Пекине, а 17 мая он посетит Харбин – административный центр провинции Хэйлунцзян. Помощник президента Юрий Ушаков заявил, что программа первого дня визита станет очень насыщенной. В первую очередь она будет посвящена личному общению Путина с китайским лидером Си Цзиньпином, политики обсудят сотрудничество двух стран на площадках ООН и БРИКС.

Востоковед, руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Петербурге Кирилл Котков считает, что во взаимоотношениях Китая и России далеко не все выглядит так гладко, как нам порой рассказывают.

«Да, товарооборот между двумя странами неуклонно растет, по итогам 2023-го он превысил 240 млрд долларов. Экономисты прогнозируют, что в нынешнем году он может достичь 300 млрд долларов. Но мало кто говорит о том, что у нас здесь есть серьезный дисбаланс, более 73% товаров, вывозимых из РФ в Китай, – это минеральное топливо: нефть, газ и уголь. За ними идут металлы, древесина и прочее сырье. А продукции с высокой добавленной стоимостью, которую мы продаем КНР, ничтожно мало, – указал аналитик. – С китайской же стороны все обстоит ровно наоборот: оттуда к нам поставляют станки, автомобили, бытовую технику и т. д. на сотни миллиардов долларов. Причем в последние два года это не только собственно китайские товары, это и западные товары, которые Китай перепродает нам с наценкой».

У этого торгового дисбаланса есть и физическое выражение – к осени 2023-го в российских портах и логистических терминалах скопилось более 150 тысяч контейнеров, в которых просто нечего везти обратно в Китай.

«Как известно, нефть или газ в контейнере не перевезешь. Как следствие, Китай резко поднял тарифы на контейнерные перевозки в РФ: как по железной дороге, так и по линии «река-море». И в Москве понимают, что с этим нужно что-то делать, – продолжил он. – Еще одна проблема: китайские банки все чаще отказываются напрямую проводить платежи в Россию, опасаясь вторичных санкций США. В итоге платежи идут через Киргизию, Казахстан, ОАЭ и т. д. Но ущерб двусторонней торговле все равно наносится – с начала года китайский экспорт по статье «машины и оборудование» упал на 13%. Думаю, все эти вопросы будут обсуждаться в том числе на встрече лидеров КНР и России».

Еще одна «болевая точка» в отношениях – китайские производители товаров, необходимых нам, все чаще дают понять, что не намерены локализовывать производство на нашей территории.

«Китайцы идут на такие шаги крайне неохотно, предпочитая продавать нам готовые товары по принципу «хотите купить автомобиль – покупайте у нас машинокомплект, привозите к себе и собирайте». Практика показывает: везде, куда бы ни приходили китайские производители, они сначала обрушивают рынок за счет низких цен на свои товары, захватывают его, а потом поднимают цены на этот товар. Как говорится, «ничего личного, просто бизнес», – указал Котков.

Политолог отметил – безусловно, сейчас отношения двух стран переживают очень хороший период, уровень сотрудничества высок как никогда ранее.

«Причины понятны: Россия оказалась в трудной ситуации из-за западных санкций, а Китай также подвергается серьезному давлению со стороны США, которые создают вокруг него «пояс нестабильности». Поэтому дружба с Москвой – прекрасный выход из ситуации для Пекина. Но при этом отношения все равно носят не совсем паритетный и равный характер. Та страна, которая имеет технологический суверенитет и производит продукцию с высокой добавленной стоимостью, всегда будет иметь преимущество перед партнером, у которого нет таких бонусов», – указал он.

Что касается политической поддержки РФ в ее противостоянии с Западом, то она также является крайне осторожной.

«Из Пекина уже прозвучали заявления – мол, даже если КНР и будет участвовать в «конференции мира» в швейцарском Бюргенштоке, это Западу ничего не даст. Напомню, это форум, который проводят враги РФ. Да, Китай пока не дал согласия на участие в ней, но и не отказался от этого. В целом КНР относится к нам дружественно-нейтрально, что уже хорошо. Да, китайцы продают нам товары «двойного назначения», вроде чипов и полупроводников. Но какой-то открытой поддержки России на международном уровне Китай не демонстрирует», – говорит Котков.

Он также упомянул о новом крупном совместном проекте – газопроводе «Сила Сибири-2», который должен пройти из РФ в КНР через Монголию.

«В технологическом плане этот проект полностью согласован, у проекта есть практически готовое ТЭО. Но для того, чтобы старт проекту был дан, Китай будет требовать от России предоставить ему большие скидки на будущие поставки газа по нему. Собственно, мы и сейчас поставляем китайцам нефть и газ по «дружественным» ценам, которые гораздо ниже тех, которые платят европейцы, – сообщил востоковед. – Думаю, китайцы в ходе визита также будут продвигать свой проект «Один пояс – один путь», но здесь нам нужно быть максимально осторожными. Как показала практика, слишком тесное участие ряда стран в этом проекте привело их к «долговым ловушкам» и слишком сильной экономической зависимости от Пекина».