Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Андрей Сидельников: «Для нас большая ценность – дышать в унисон с залом, видеть своих зрителей»

Режиссер театра «Суббота» – о том, чем учреждение живет сегодня
Фото: личный архив героя публикации

Театр «Суббота» отмечает 55-летие. Полвека коллектив жил под руководством своего создателя Юрия Смирнова-Несвицкого. Последнюю пятилетку он прошел вместе с главным режиссером Андреем Сидельниковым, который рассказал, чем театр живет сегодня.

– Андрей Николаевич, вы пришли в театр, существующий уже полвека. Насколько важно для вас было сохранить его дух и традиции?

– Конечно, традиции, ценности, художественные принципы и история «старой» «Субботы» для меня имеют большое значение. Я бы назвал наш театр театром друзей и единомышленников, что очень важно. Без всего этого не может существовать ни один театр. Но в то же время мы должны развиваться. Я убежден, что театр должен быть открыт не только для меня как руководителя труппы, но и для других режиссеров.

Признаюсь, из-за недостатка времени мне, к сожалению, не часто удается сходить в театр, чтобы увидеть спектакли коллег. Но я всегда с уважением отношусь к их работам. Важна открытость. Поэтому мы приглашаем других режиссеров, со своим художественным видением, стилем и методами работы. Главное – помнить, что мы, как всегда говорил основатель «Субботы» Юрий Смирнов-Несвицкий, театр для людей. Мы должны рассказывать зрителям простые истории.

– В этому году ваши истории были очень высоко оценены. Сразу девять номинаций на «Золотую маску».

– Это правда. Театр «Суббота» впервые в своей истории стал номинантом премии. Сразу два наших спектакля – «Опера нищего» и «Друг мой» – представлены в номинации «Лучший спектакль» в России сезона 2022-2023, а еще один – «Война завтра не закончится» – вошел в лонг-лист премии. Причем хотел бы отметить, что ни в одном другом театре не отмечены сразу три постановки.

– Возникает закономерный вопрос: о чем спектакли, кто ставил и кто играет в них?

– Жанр «Оперы нищего» обозначен у нас как криминальная комедия по мотивам одноименной пьесы Джона Гея, сатирика из круга Джонатана Свифта. Гей написал острую историю о любви и нравах английского общества, в которой преступники выглядели симпатичнее полицейских. Петр Шерешевский перенес действие в лихие 90-е, и его герои приобретают вполне узнаваемые черты.

Спектакль «Друг мой», который я поставил по пьесе популярного белорусского драматурга Константина Стешика, – ночное путешествие – это такой поединок с самим собой. Когда один человек или одна сторона нашего «я» не хочет вникать в чужие проблемы и все время спорит с другой: мол, зачем кому-то помогать? Этот спектакль, как мне кажется, для того, чтобы заглянуть вглубь себя и задуматься.

Кстати, Константин Стешик номинирован за пьесу «Друг мой» как «Лучший драматург» прошлого театрального сезона в России. А наши с Петром Шерешевским постановки соревнуются в номинации «Лучший режиссер в драматическом театре».

Особенно меня радует, что впервые в «Золотую маску» попали наши актеры. Артист Владислав Демьяненко за роль Михаила Молотова в «Опере нищего» отмечен в номинации «Лучшая мужская роль». Софья Андреева – за роль Людмилы Локтевой в «Опере нищего» номинирована на «Лучшую женскую роль второго плана», а актер Григорий Сергеенко получил сразу две номинации на «Лучшую мужскую роль второго плана» в спектаклях «Друг мой» и «Опера нищего».

– Обратил на себя внимание «Золотой маски» и ваш фестиваль Stories.

– Да, этот международный конкурс-фестиваль коротких пьес Stories проходит в нашем театре с 2019 года. И недавняя премьера «Субботы» «Война завтра не закончится» по пьесе Игоря Яковлева вошла в лонг-лист самых заметных спектаклей прошлого театрального сезона «Золотой маски». Безусловно, для нас это очень радостное событие. Но главный для меня все равно зритель.

– И какой он, ваш зритель?

– Мой зритель – умный, интеллигентный, развитой, веселый, думающий. И обязательно чувствующий любовь. Мы не смотрим на публику свысока. Так уж сложилось, что наша субботовская сцена – без подмостков. И зрители первых рядов практически могут коснуться артистов. И в этом для нас большая ценность – дышать в унисон с залом, видеть своих зрителей. Острее чувствовать.

– И что сейчас в планах у театра?

– Я только что выпустил «Маленькие трагедии» Пушкина. Этот спектакль мы поставили не к юбилею. Я уже очень давно хотел сделать спектакль по всем четырем пушкинским историям. Еще хотелось бы взять пьесу для постановки из недавнего фестиваля Stories, какую – пока не скажу. Есть планы набрать курс в РГИСИ при нашем театре.

– Когда «Суббота» создавалась, ее называли экспериментальным театром. Сейчас у вас есть сцены во флигеле и на втором этаже. Но вы считаете, что этого недостаточно.

– Недавно случилось еще одно радостное событие – нам выделили помещение на улице Константина Заслонова, мы хотим сделать там еще одну площадку. Это трехэтажное здание, его надо ремонтировать, искать спонсоров. Но то, что оно теперь у нас есть, – уже хорошо.

– Театру «Суббота» – 55. Это пора подведения итогов или только начало?

– Конечно, это начало для нового творческого рывка! Мы за эти пять лет сделали в рамках камерного театра то, что успевает делать не каждый крупный коллектив. Но главное, мы получили знание, что «Суббота» может очень многое. И хочется этот потенциал, эту творческую энергию, которой заряжены наши замечательные актеры, претворять в спектакли.