Как пройти в музиторий: в здании Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича появилось отдельное пространство
Можно даже сказать, что в Филармонии теперь есть еще один – третий уже по счету – зал. И пусть он по размерам несравним с двумя историческими, но то, что там будет звучать, значительно обогатит культурный и музыкальный репертуар всего города.
СЛОВА И НОТЫ
Речь идет о новом формате просветительской деятельности Филармонии – лекционных абонементах, которые пока еще непривычны для этого уважаемого и старейшего в стране музыкального учреждения.
«Суть нашего проекта в том, что он объединяет музыку, слово, повседневность и праздник. Собственно, это рассказ о культурных традициях, – подчеркивает заместитель директора Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор. – Мы будем рассказывать об этом и через историю дворянских усадеб, музыкальные увлечения императоров, и через литературу – сюжеты, связанные с музыкой и биографиями известных личностей».
Проект состоит из шести лекционных абонементов, одни названия которых уже говорят о том, что посетителей ждет немало открытий. Скажем, «Музыка в живописи» – это рассказ о том, какое звучание во всех смыслах обрела музыкальная культура в жизни великих художников.
А главное – как это отразилось на тех, кто изображен на их полотнах. И можно будет, к примеру, услышать (в лекционном зале установлен рояль), под какую музыку кружатся герои Матисса.
Неожиданные сюжеты поджидают слушателей и в цикле «Пушкин и музыка». Где речь пойдет не о том, какие произведения написаны на стихи «солнца русской поэзии», а наоборот – какая музыка звучит в пушкинских строфах. Ведь жизнь героев пушкинских стихов немыслима без популярных для того времени мазурок, полонезов и арий. Причем музыкальные предпочтения персонажей отражают и их характеры.
Как, впрочем, и самого поэта: на лекциях можно будет узнать и о том, какую музыку любил сам Александр Сергеевич.
МИР И ВОЙНА
А вот в цикле «Музыкальные пристрастия русских императоров» можно будет заглянуть уже в личную жизнь монархов. Тогда как «Музыка дворянских усадеб» – настоящая антология, посвященная отдельному и увлекательному пласту отечественной культуры, где музыка неотделима от архитектуры и от представлений общества.
Поэтому рассказ пойдет о повседневной усадебной жизни далеко не только Петербургской губернии.
Цикл «О судьбах великих дирижеров» посвящен судьбам отечественных и зарубежных мэтров, чья карьера непосредственно и неразрывно связана со зданием Дворянского собрания, которое теперь всем известно как Большой зал Филармонии. Так что малоизвестные, но чрезвычайно важные факты из биографии самой «цитадели музыки» тоже найдут свое отражение в лекциях.
Поэтому, разумеется, вполне органичен и цикл «Слушай, Ленинград!», где речь пойдет о музыкальной жизни нашего города во время войны. Причем это касается произведений, звучавших не только в стенах Филармонии, но и в садах и парках в исполнении духовых оркестров (подобные выступления возобновились в 1943 году).
МУЗЫ И ИСКУССТВА
Лекции всех шести абонементов будут читать известные историки, искусствоведы, музыковеды, музейщики – преподаватели Московской и Петербургской консерваторий, сотрудники Эрмитажа, Выборгского музея-заповедника, сотрудники библиотек (Российской национальной библиотеки и библиотеки им. Маяковского) и преподаватели университетов (СПбГУ, РГПУ им. Герцена и МГУ).
И с этой точки зрения абонементный лекционный проект тоже можно с полным правом считать уникальным.
Стартует же проект вместе с официальным началом музыкального сезона в Филармонии – в конце сентября – начале октября 2024 года. По словам Юлии Кантор, на сайте Филармонии помимо привычных разделов «Большой зал» и «Малый зал» появится еще и совершенно новый – «Музиторий». Это новое пространство расположено в только что отреставрированном и довольно атмосферном полуподвальном помещении Большого зала (вход с Михайловской улицы). Длительность же самих лекционных циклов зависит от тематики: от 7 до 11 лекций. А их регулярность – раз в две недели. Причем можно будет приобрести как единый лекционный абонемент, так, например, и билеты на отдельные лекции.
К слову, об их стоимости.
«Цена билетов совершенно символическая, – утверждает Юлия Кантор. – Для Филармонии это еще один вектор просветительской и культурологической деятельности, заключающийся в синтезе искусств. Что и неудивительно: мы же находимся на площади Искусств».
Проект планируется запустить уже ближайшей осенью.
Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича – старейшая из филармоний России. Долгие годы ее художественным руководителем был Юрий Темирканов.
50 мест будет доступно для посетителей в новом лекционном зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.