Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Иду на работу ради спасения жизней»: старшая медсестра о том, от чего зависит успех в выздоровлении

А также о чудесах в медицине и том, как справляется с эмоциональным выгоранием
Фото: из личного архива героини публикации

12 мая во всем мире отмечают День медицинской сестры. Терпеливые, заботливые и внимательные, люди этой профессии готовы прийти на помощь в любую минуту, выслушать, поддержать, провести все необходимые процедуры. В преддверии праздника «Петербургский дневник» пообщался со старшей медицинской сестрой стационарного отделения медицинской реабилитации взрослых для пациентов с соматическими заболеваниями городской больницы №38 имени Н.А. Семашко Ириной Струльковой. В это медицинское учреждение женщина попала сразу после училища и вот уже на протяжении 35 лет работает во благо здоровья пациентов.

Если любишь работу – нет ничего сложного

– Ирина Юрьевна, почему вы выбрали такую непростую профессию?

– Сейчас, конечно, сложно сказать, что именно стало причиной такого выбора. Помню, в детстве я все время лечила маму, накладывала ей компрессы, бинтовала. А потом у меня заболела бабушка – ее парализовало. Она жила вместе с нами в квартире, и мы вместе с мамой за ней ухаживали. Нам помогала соседка, которая делала бабушке уколы. Я с большим интересом наблюдала за ее манипуляциями и надеялась, что когда-нибудь смогу все это повторить.
Бабушка умерла, когда я училась в восьмом классе. Мне тогда почему-то казалось, что если бы я была медиком, я бы обязательно нашла средство, чтобы ее спасти: подобрала бы какие-то таблетки или просто чаще ставила уколы. Думаю, именно тогда у меня появилась мысль стать медиком.

В 1989 году я окончила 2-е Ленинградское медицинское училище, расположенное на Волковском проспекте. И с того момента у меня ни разу не возникало сомнений или сожалений о своем выборе. Мне кажется, я выбрала нужную профессию, которую люблю и которая приносит удовлетворение.

Кстати, в семье у нас медиков не было. Обе бабушки были домохозяйками, один дед – пожарный, второй – работал механиком на военном аэродроме. Оба прошли войну. Мама работала инженером в институте, папа был модельщиком по деревянным моделям.

– Что самое сложное в работе медицинской сестры?

– Научиться слушать больного. Манипуляциям и процедурам нас обучают. С практикой и годами все доводится до автоматизма. А вот уметь выслушать больного порой бывает сложно.

Когда пациент попадает в больницу, ему кажется, что никто раньше не болел так, как он. Потому им всем хочется в красках и подробностях рассказать, что с ними происходит. А поделиться они хотят не с врачом, а с медицинской сестрой. Врач обычно всегда строгий, серьезный, с ним обсуждаются лечебные процессы. А вот сестричка в их глазах добрая, милая: хочется подсесть рядом и поделиться своей болью.

В наше реабилитационное отделение поступают после инфарктов, операций на сердце. И вот когда все самое страшное позади, когда болезнь и страх за жизнь отступили, пациентам требуется психологическая поддержка.
Мы должны поддержать, выслушать, настроить на благоприятный исход, помочь справиться с переживаниями и страхами. Вообще от настроя многое зависит. И вот это, наверное, самое сложное – не оттолкнуть, не обидеть, а внимательно выслушать. Хотя, думаю, если любишь свою профессию, сложного ничего и нет.

– В чем особенности работы вашего отделения?

– К нам попадают больные кардиологического профиля – после перенесенного инфаркта, операций на сердце. Их реабилитация включает комплекс медицинских и социальных мероприятий. Все они направлены на восстановление, поддержание, повышение функциональных возможностей людей, столкнувшихся с данным заболеванием. Наша цель – возвратить пациента к максимально возможному уровню физической, психологической, социальной активности, улучшить качество жизни.

Поэтому повторюсь: помимо медикаментозного лечения, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, которые пациенты получают в нашем отделении, очень важна психологическая поддержка. И мы этому уделяем большое внимание.

Переживаем боль вместе с пациентом

– Как проходит ваш рабочий день?

– Я работаю пять дней в неделю. Мой рабочий день начинается в 08:30 и заканчивается в 16:20. В мои обязанности, как старшей медсестры, входит организация работы среднего и младшего медицинского персонала. Сейчас у меня в подчинении 12 медицинских сестер.

Во время пандемии коронавирусной инфекции приходили на практику молодые мужчины, но на постоянной основе сейчас работают только женщины. Я считаю это правильным, учитывая профессиональные обязанности и человеческие качества, которыми должна обладать медицинская сестра.

– Работа медицинской сестрой – это женское дело?

– Мне кажется, работа медицинской сестрой – это исключительно женское дело. Медицинская сестра обеспечивает уход за пациентами и комфортное пребывание в стенах медучреждения. Эта черта в большей степени присуща женщине, как хранительнице семейного очага.

– Некоторые медики признаются, что вынуждены дистанцироваться от своих пациентов, чтобы не выгорать на работе. Как вы относитесь к такой позиции? Как справляетесь с эмоциональным выгоранием?

– Невозможно не сопереживать больному. Наша работа заключается не только в выполнении определенных манипуляций, но и в тесном контакте и общении с пациентами. Когда больному становится плохо, первой на помощь приходит медсестра. И что она видит: больной напуган, в его глазах страх, мольба о помощи. Пациенты в такие моменты смотрят на медперсонал как на богов.

Вплотную с таким отношением мы столкнулись, когда работали в красной зоне во время ковида. Все наши пациенты были очень тяжелые, задыхались, а во взгляде читалось только одно – «помогите». В такие моменты переживаешь боль вместе с ними: больному тяжело дышать – и тебе тяжело. И вот в такой ситуации дистанцироваться или абстрагироваться абсолютно невозможно – нужно спасать человека! И только когда удается помочь, наступает моральное удовлетворение, гордость за врачей, за себя и за свой труд. И никакого эмоционального выгорания!
Конечно, я тоже устаю. И на душе бывает тяжело, особенно когда сталкиваешься с летальными исходами. И переключиться бывает сложно. Но для этого существуют выходные и дополнительный отпуск. Главное, вовремя отдохнуть и перестроиться.

Без медсестры невозможен лечебный процесс

– Медики иногда признаются, что не умеют отдыхать. А вам это удается?

– Мне кажется, что удается. У меня большая и дружная семья, два сына и два внука. Мы часто собираемся вместе. У меня часто бывают гости – все это помогает переключиться, отвлечься и не думать о работе. Мне также повезло оказаться в дружном коллективе: мы часто собираемся вместе, отмечаем праздники, юбилеи. По всем торжественным случаям стараемся подготовить программу, поздравление юбиляру. Кстати, я сама монтирую ролики. Пусть не на профессиональном уровне, но для семейного и коллективного просмотра подходит.

– Какие у вас увлечения?

– Я уже достаточно давно шью текстильные куклы своими руками. Однажды мне в интернете попалась на глаза небольшая инструкция, как изготовить куклу из капронового носка. Сделала – понравилось. Вышла на мастер-класс по изготовлению изделий из текстиля и с тех пор сшила уже достаточно много кукол, тапок, гномов. Все они небольшие – порядка 20-30 сантиметров. С удовольствием дарю их близким и знакомым. Изготовление текстильных кукол – это отдых и приятные эмоции.

– Не приходилось слышать вопрос, почему не пошли учиться дальше и не стали врачом?

– Конечно, приходилось. Очень часто больные говорят, что из меня получился бы хороший доктор. Но так сложились обстоятельства, и я о них не жалею. Во-первых, я рано вышла замуж за курсанта, родила сына, успела до распада СССР побывать с мужем в Туркестанском военном округе. А во-вторых, роль медсестры в лечебном процессе не менее важна, чем роль врача. Без сестринского звена невозможно осуществить лечебный процесс. Поэтому всегда говорю, что люблю свою профессию и никогда не жалела, что стала медсестрой, а не врачом.

Каждый день спасаем жизни

– Случаются ли чудеса в медицине? И что больше всего влияет на успех в лечении пациента?

– Чудеса случаются, особенно если тебя лечат волшебники. А волшебников в медицине очень много (смеется. – Ред.). Больше всего на успех в лечении влияет, конечно, профессионализм медицинских работников – врачей, медсестер. Не менее важна любовь к пациенту, забота о нем, как о родном человеке. И вот только тогда, когда к пациенту относишься как к своему родственнику, успех обеспечен. Также важен позитивный настрой и вера в выздоровление.

– Как отношение к жизни влияет на процесс выздоровления?

– Эффективность выздоровления напрямую зависит от веры в выздоровление, от доверия к лечащему врачу. Ну и, конечно, оптимистическое отношение к жизни порой эффективнее всяких лекарств.

– Сегодня мне самой пришлось оказаться в роли пациента – брали кровь. Признаюсь, страшно. Но успокоил настрой медсестер, позитивный, ласковый – ушла в хорошем настроении. Почему не надо бояться медицинских работников?

– Соглашусь – у кабинета врача всех трясет, особенно у кабинета стоматолога или гинеколога. К сожалению, негативное отношение к медицинским работникам все еще присутствует в обществе. Поэтому очень важен позитивный внутренний настрой не только самого человека, но и медицинского работника. Доброе слово услышал, и все – страх ушел. А страх ушел – появилось доверие, а с доверием все складывается хорошо.

– Чего не хватает представителям вашей профессии для ощущения полного удовлетворения?

– Не знаю, поймут ли меня. Иногда не хватает уважения и признания общества. На самом деле негативных отзывов очень много о медиках, это обидно и не совсем понятно. Читаешь комментарии и думаешь: люди совершенно не владеют ситуацией, не понимают, что такое медицина. Но рассуждают так, что, мол, загубили, варвары, или опять к врачам не попасть. Стоит, правда, самим оказаться в серьезной ситуации, и первым делом зовут на помощь медиков. Добрее нужно просто быть. Признание общества нам, медицинским работникам, очень необходимо.

– Ради чего вы каждый день идете на работу?

– Я часто задавала себе этот вопрос – в первую очередь ради спасения жизни. Опять же повторю: у нас отделение реабилитационное, пациенты поступают к нам после операции, они ограничены в движениях, взгляд тусклый, настрой никакой, но после оказания помощи они оживают, появляется интерес к жизни и – самое главное – в глазах появляется здоровый блеск.

Фото: Юлия Николаева/«Петербургский дневник»