Семейная пара из Ленобласти восстанавливает легендарные полуторки времен войны
Семейная пара из Ленинградской области своими руками восстанавливает легендарные грузовики ГАЗ-АА военной поры, которые внесли свой вклад в оборону города на Неве.
На своем участке супругам удалось в буквальном смысле по крупицам полностью собрать уже три машины. Ведь состояние этих полуторок было таким, что, по сути, от них оставалось только название. Но при этом у каждой оказалась своя неповторимая и трагическая биография.
ИСТОРИЮ – «НА ИГОЛКИ»
А началось все больше 15 лет назад, когда глава семьи случайно выглянул в окно своего дома в деревне Лисино.
«Смотрю, а по улице несколько мужичков на буксире тянут остов полуторки: покореженную раму с колесами, на которой еле держится ушатанная кабина, – с улыбкой вспоминает Михаил Евдокимов. – Выскочил на улицу, спрашиваю: куда тащите? Отвечают – в металлолом. Ну, я и выкупил у них раритет по цене металлолома. И они закатили эти останки ко мне во двор».
Михаил признается, что поступил тогда импульсивно: разве это дело, что символ войны хотят пустить «на иголки»? Примечательно, что хранительница семейного очага Наталья полностью одобрила поступок мужа. Вот только что делать с таким приобретением, было непонятно
И еще лет десять машина ждала своего часа, пока наконец не подала своим спасителям знак.
«Однажды перекатывал ее на другое место и увидел, что вентилятор под капотом крутится. Выходит, двигатель не безнадежен, – рассказывает Михаил. – И тут я понял, что другого выхода, кроме восстановления этой полуторки, у нас уже нет».
СТАРОЕ ЖЕЛЕЗО
И супруги взялись за совершенно незнакомое им дело реставрации. Ни чертежей, ни запчастей, ни даже представления о том, как устроена полуторка, у них не было. А ведь там оказалось немало «ноу-хау» ушедшей эпохи.
«Мы даже специально на военные реконструкции стали ездить, – делится воспоминаниями Наталья Евдокимова. – Там Миша все порывался заглядывать под такие машины, чтобы увидеть своими глазами, как там и что, но владельцы почему-то не разрешали».
Помогли такие же неугомонные энтузиасты-реставраторы, делившиеся и советами, и железом, а также поисковики из Новгородской области, с которыми познакомились супруги. Благодаря им, кстати, Михаил сам сумел собрать большой запас самых разных запчастей: в местах гибели Второй ударной армии, в Мясном Бору.
МАШИНЫ ВРЕМЕНИ
Между тем восстанавливаемая полуторка продолжала преподносить сюрпризы.
«В ее бензобаке мы, к своему огромному удивлению, нашли 20 копеек 1931 года, – продолжает рассказ Михаил Евдокимов. – Оказалось, что до войны у водителей была такая примета: получил новый грузовик – кинь в бензобак монетку на счастье».
А когда реставраторы стали опрашивать земляков, чтобы узнать, откуда в деревне могла появиться эта полуторка, выяснилось, что после войны ее купил в виде «списанного хлама» один из местных жителей. Причем изначально это была пожарная машина! Учитывая же сохранившееся на двигателе клеймо с годом выпуска – «1939», можно с большой долей вероятности предположить, что она была свидетелем тех тяжелых испытаний, что выпали в войну на долю Ленинграда и окрестностей.
Кстати, о Мясном Боре: оттуда же родом и вторая полуторка, которую позже восстановили Евдокимовы. Причем ее вывозили из болота не то что по частям, а буквально по деталям.
«Лично для меня эта машина очень дорога, потому что она в прямом смысле слова пропитана кровью защитников города, – признается Михаил. – Когда я увидел застывшую в топи, разбитую автоколонну, где все осталось так, как было во время боя, у меня сердце чуть не остановилось. Казалось, эхо взрывов еще не смолкло...»
ШЕСТЬ МЕТРОВ ПОД ВОДОЙ
Но все же самым ценным экспонатом для семьи Евдокимовых стала полуторка, поднятая со дна Ладожского озера. Войдя, так сказать, во вкус реставрации таких машин, Михаил стал мечтать о том, чтобы в его руки попала еще и подлинная участница событий на легендарной Дороге жизни.
В 2019 году такой случай представился: помогли опять же поисковики. А «избранницей» стала машина, лежавшая на дне: на шестиметровой глубине и на расстоянии в пару десятков километров от берега. При этом от полуторки осталась только рама с колесами и двигателем. Но состояние машины не смутило Михаила – таких повреждений и следовало ожидать. Ведь «условия хранения» благоприятными назвать никак было нельзя.
Тут тоже не обошлось без неожиданностей. Во-первых, всех поразили колеса поднятой полуторки: покрышки оказались настолько лысыми, что рисунок протектора читался только на боковинах. И остается только догадываться, чего стоило водителю вести эту машину по ледовой трассе под бомбежками. А во-вторых, выяснилось, что двигатель находится в довольно неплохом состоянии. От коррозии его спасла толстая корка из застывшего машинного масла и прилипшей дорожной грязи.
«Движок, судя по всему, был здорово изношен, ведь не секрет, что для Дороги жизни отбирали уже видавшие виды машины, предвидя их большие потери, – отмечает Михаил. – Но для нас этот факт оказался только на пользу».
ЗВУК ИЗ ПРОШЛОГО
Прямо на берегу, после того как двигатель отмыли и почистили, с помощью вращающейся рукоятки его удалось... завести!
«Когда я услышал, как работает этот мотор, то просто оторопел, – расплываясь в улыбке, вспоминает Евдокимов. – Представляете, это же звук настоящей Дороги жизни!»
На полное восстановление этой машины ушло около двух лет. Причем для этого использовались только аутентичные детали. И даже многострадальный двигатель, который, как оказалось, еще в войну прошел «чип-тюнинг», сейчас имеет тот же вид.
Выяснилось, что шофер ледовой трассы установил на него некоторые узлы от другого, более мощного двигателя. Летом такой мотор при быстрой езде очень скоро бы перегрелся, а зимой, да на ладожских ветрах, проблем не возникало. К тому же в кабине, где изначально не было предусмотрено печки, от такого двигателя становилось тепло.
ПРАЗДНИЧНЫЙ ВЫЕЗД
Свой личный военный автопарк Михаил и Наталья выводят из гаража каждый год 9 Мая. Вместе со своими шестью детьми, облачившись в военную форму тех лет, они едут на то место, где находится Ленинградская Хатынь – деревня Большое Заречье, сожженная немцами со всеми жителями. Иногда одну из полуторок ведет хранительница семейного очага Евдокимовых.
«Поначалу мне было страшно сидеть за рулем, – признается Наталья. – Но я уже освоилась. Люди всегда с нетерпением ждут нашего появления на празднике. Без этих машин они уже и не могут представить себе 9 Мая».
ФАКТ:
В 26 реконструкциях военных лет, в двух городских парадах, в пяти автопробегах принимали участие Михаил и Наталья Евдокимовы на восстановленных машинах.