Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Эрмитаж показал, как готовится главная выставка года

В музее идет монтаж экспозиции «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

«Петербургский дневник» заглянул в святая святых и узнал, как готовится масштабный проект.

«Мы просим не снимать общих планов. Выставка только готовится. И нам не хочется раньше времени раскрывать все карты. Пусть это пока останется тайной», – обратился художник-дизайнер Юрий Сучков.

Выставка и правда поражает своим масштабом и необычным построением. Можно даже сказать, планировкой, потому что у каждого из трех залов, отведенных под нее, свое предназначение.

«Первая зона, это Аванзал, должна ввести посетителей в основную экспозицию», – объясняет замысел куратор выставки Михаил Дединкин, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. Затем гости попадают в Дом фламандца.

«Его интерьер мы стараемся сделать таким, как в хорошо сохранившемся доме Рубенса в Антверпене, где есть мебель и определенная развеска картин, что создает единое гармоничное пространство», – делится Михаил Дединкин.

Дальше начинается главное и уже сейчас впечатляющее действо. Николаевский зал, кстати, самый большой в Эрмитаже – его площадь более 1000 квадратных метров – прямо на наших глазах превращается в городскую улицу. Появляются высокие кулисные машины, арки, которые завершатся гигантским семиметровым занавесом. В нишах (по моде того времени) разместятся витрины с акварелями и предметами прикладного искусства, будут карты и модели кораблей.

«Николаевский зал для меня – как город. И в него надо входить с особым чувством, чтобы не сделать хуже. Мне хотелось, чтобы мы открыли отражение в зеркалах, красоту этих стройных пропорций, создать праздник простыми средствами», – признается заслуженный художник России Эмиль Капелюш. Он подчеркивает: «Главное – это работы мастеров. И никакой наш дизайн не может их заменить. Наша задача – сделать так, чтобы это было интересно рассматривать».

Тем более, что рассматривать можно будет более 70 картин фламандских мастеров. 45 из них – эрмитажные, остальные прибудут на выставку из других музеев.


Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

В центре внимания – живописные произведения Франса Снейдерса, крупнейшего мастера натюрморта и анималистической живописи, сподвижника Рубенса. Его работы «Фрукты в чаше на красной скатерти», «Повар у стола с дичью», «Рыбная лавка», так же, как и картины его последователей – Пауля де Воса, Яна Фейта Адриана ван Утрехта, Франса Эйкенса и других известных мастеров декоративной живописи Фландрии XVII столетия, – убедительно иллюстрируют счастливый, но короткий расцвет Фландрии.

Впервые покажут грандиозные по своим размерам панно «Цветы среди архитектуры (Весна)» кисти Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка и произведение «Охотничьи трофеи», созданное Абрахамом ван Дипенбеком и Питером Булем. Их отреставрировали специально для выставки.

Будет и знаменитая эрмитажная серия «Лавок» Снейдерса, но только на экране. Переносить серию грандиозных полотен с изображением даров природы из зала фламандской живописи сочли неприемлемым. Зато будет каталог и масса сувениров, специально разработанных для этого проекта.

Выставку «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» планируют открыть 19 мая. Она будет работать до 8 сентября текущего года.