Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

В Петербурге создадут уникальный 14-метровый иконостас из фарфора

Впервые о его изготовлении задумались век назад. Но тогда не получилось
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Иконостас изготавливают для воссоздаваемой церкви Сошествия Святого Духа.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Церковь Сошествия Святого Духа, возведенная еще до революции, была утрачена в 1966 году во время строительства станции метро «Ломоносовская». Была разрушена и западная часть Фарфоровского кладбища.

«Оно является одним из старейших в Петербурге, и здесь в течение почти двух столетий находили упокоение работники Императорского фарфорового завода, – подчеркивает настоятель храма протоиерей Иоанн Соколов. – Но, конечно, не только они. Кладбище постоянно расширялось, и в 1912 году была построена наша церковь».

Кстати, о кладбище до сих пор вполне уместно говорить в настоящем времени. Ведь оно, по сути, осталось там же, где и было: большинство захоронений лишь сровняли с землей, превратив это место в сквер. Автор этих строк своими глазами видел, как в 1990-е годы при прокладке траншеи недалеко от наземного вестибюля экскаватор вытащил зацепившийся за ковш искореженный чугунный крест.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

ЭСКИЗЫ И ИНТУИЦИЯ

Так что воссоздание храма на том месте, где он стоял, не просто историческая справедливость. Но для этого пришлось провести самые настоящие научные изыскания. Дело в том, что в архивах не удалось найти ни одного дореволюционного снимка церкви – сохранились лишь фото, сделанные в 1940-х годах, когда она находилась в весьма плачевном состоянии.

Кроме того, до 1917 года не было завершено и оформление интерьеров храма. Например, не успели сделать росписи и фарфоровый иконостас (были лишь установлены его отдельные элементы), предусмотренные проектом известного зодчего Александра Красовского.

Но если замысел автора проекта церкви, касающийся росписей, петербургские архитекторы сумели восстановить на основе найденных фрагментов акварельных эскизов, то с иконостасом дело оказалось сложнее. Ведь никаких подробных чертежей не осталось.

«Нам пришлось заново создавать еще и проект такого иконостаса, ориентируясь на характерные художественные приемы неорусского стиля, в котором был построен этот храм», –
рассказывает руководитель петербургского архитектурного бюро «Тектоника» Кирилл Яковлев.

А сомнений в том, что этот иконостас должен быть именно из фарфора, не было ни у архитекторов, ни у настоятеля, ни у прихожан – «биография» места и изначальные планы автора церкви к тому обязывали.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

ПРОБЛЕМЫ С ГЕОМЕТРИЕЙ

Уникальность иконостаса, к созданию которого сегодня уже почти все готово, заключается не только в его размерах. Да, в России сохранилось около 20 дореволюционных подобных шедевров и установлено несколько современных, изготовленных в различных мастерских. Но вся суть в слове «подобных», потому что на самом деле в этих иконостасах были использованы фаянс или керамика.

Фарфор же по сравнению с ними имеет более гладкую поверхность, он плотнее и прочнее, а главное – тоньше (и, значит, имеет меньший вес). Поэтому можно сказать, что настоящий фарфоровый иконостас будет изготовлен впервые. За последние 100 лет так уж точно.

«Когда настоятель церкви Сошествия Святого Духа и архитекторы обратились к нам с таким предложением, то мы, учитывая историю храма, сочли это своим долгом, – признается руководитель проектов Императорского фарфорового завода Ольга Куранова. – А кроме того, нам было очень интересно, потому что комплексная технология изготовления такого большого и сложного архитектурного объекта из фарфора еще не была разработана».

Главная сложность заключалась как раз в самом фарфоре, сколь прекрасном на вид, столь и капризном в работе.

«Этот материал очень не любит прямые линии и углы, – поясняет Ольга Куранова. – А тут все построено на строгом правильном рисунке, да еще в таких серьезных масштабах и с огромным количеством мелких элементов».

За работу над этим проектом взялась небольшая группа специалистов предприятия в составе восьми человек. А в качестве пробного шара было решено изготовить киот размером примерно полтора на три с лишним метра.

«На 99 процентов мы все делали вручную, – говорит модельщик высшей категории Александр Петров. – Чтобы добиться результата, надо все пропустить через свои ладони. И в этом была главная интрига».

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

ТИТАНИЧЕСКИЙ ТРУД

На отдельные детали фрагменты общего рисунка наносятся вручную, и погрешностей быть не должно. Так, оттенки цвета на них (к примеру, изначально серый кобальт приобретает свой изумительный глубокий цвет лишь в печи) не должны «гулять» ни в малейшей степени. Ювелирная работа!

«И это при том, что при изготовлении давно освоенной продукции
никогда нельзя быть уверенным на 100 процентов в отсутствии брака после обжига», – отмечает Александр Петров.

В итоге мастерам удалось разработать наиболее подходящий для поставленной задачи рецепт фарфора, и он теперь на предприятии оберегается как военная тайна.

Чтобы оценить проделанный титанический труд, достаточно сказать, что на изготовление «пилотного» киота ушло… 4 года! И это великолепие теперь выставлено в главном холле завода, где
им может полюбоваться любой желающий, а заодно попытаться представить, как будет выглядеть весь шедевр.

«Сейчас у нас идет серьезная подготовка к уже по-настоящему масштабной работе, – добавляет Александр Петров. – Ведь иконостас почти в семь раз больше этого киота! Но чертежи и спецификация у нас готовы, опыт появился, и главное теперь – сформировать новую команду: восемь человек уже не справятся».

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»