Дирижер Михаил Голиков рассказал, как спасал оркестр во время теракта в «Крокусе»
Напомним, что концерт в «Крокус Сити Холле» был назначен на 20:00 22 марта. Хорошо провести вечер пятницы собрались порядка 6,2 тысячи зрителей – аншлаг. Программа включала в себя выступление рок-группы «Пикник» и симфонического оркестра под руководством дирижера Михаила Голикова. Незадолго до начала в «Крокус Сити Холл» ворвались люди в камуфляже. Террористы открыли огонь. Трагедия унесла жизни 145 человек, еще более 500 посетителей концертной площадки получили ранения разной степени тяжести.
Проверка звука
Симфонический оркестр подготовился к выступлению за три репетиции.
«В Москву приехали 20-го числа, – вспоминает в беседе с «Петербургским дневником» дирижер Михаил Голиков. – Уже днем 22 марта мы были на площадке в «Крокус Сити Холле» и проводили саундчек. Задача, которая стояла перед всеми музыкантами, – максимально удачно настроить звук, чтобы хорошо сочеталась, допустим, скрипка с рок-гитарой».
Музыканты настраивали аппаратуру в течение двух часов. В процессе они исполнили пару номеров, чтобы понять, все ли работает правильно. Дальше было три часа перерыва.
Первый выстрел
Михаил Голиков очень часто вспоминает и о том, что он делал перед концертом. «Все это в моей памяти соединилось с последующими событиями. Во-первых, мы пообедали. Это было милое кафе за сценой. Там было мало места. Поэтому на обед мы шли, как в пионерском лагере, в две смены», – рассказывает Михаил Голиков.
Кофейня сыграла важную роль во время эвакуации. Пространство имело сквозной проход. Тем самым артисты смогли сократить свой путь от сцены до служебного выхода примерно на 40 метров.
«Это помогло сэкономить ценные секунды. Можно было не бежать по длинному коридору до служебного выхода. Благодаря тому, что мы там пообедали, мы узнали, что площадка проходная. Этот факт очень важен», – отмечает маэстро.
За час до концерта Михаил Голиков обсуждал с техническим директором постановки, как будет начинаться шоу в первом и во втором отделении. По его словам, принятое решение по использованию занавеса стало определяющим.
«Был вариант начинать и первое, и второе отделение с открытым занавесом. Это когда на глазах зрителей красиво выходит оркестр. Потом появилась бы группа «Пикник» вместе со мной, фанаты бы закричали, все замечательно. И тогда началась бы первая композиция «Я – пущенная стрела». Никогда не забуду это произведение. Но мы решили, что второе отделение все‑таки будет начинаться с открытым занавесом, а первое – с закрытым. Подумали, пускай будет легкая тайна. Мы даже не предполагали, насколько это будет историческое решение для нас», – продолжает рассказ музыкант.
За несколько минут до начала выступления он пошел в гримерную переодеваться. В это время оркестр уже должен был рассаживаться и подключать микрофоны. Но планы резко изменились, когда Михаилу Голикову пришла новость о том, что концерт будет задержан на 15 минут.
«Это традиционная история, когда такой солдаут. Часто не справляются с потоком гардеробы. И я моментально попросил директора донести до музыкантов, что они могут пока позаниматься своими делами. Когда он ушел, то я через три минуты услышал тот самый первый выстрел», – говорит дирижер.
Эвакуация оркестра
Тонкий слух художественного руководителя музыкального коллектива помог определить, что звенящий шум исходил со стороны фойе.
«По отзвуку было понятно, что это не хлопушка и не какой‑то предмет упал. Слух у меня абсолютный. Я видел, как люди из фойе пытаются пробиться в закулисное пространство, – делится воспоминаниями собеседник. – Потом я увидел двух человек с автоматами, которые начали стрелять. В тот момент я понял, что началось ЧП. Мне срочно надо было спасать оркестр».
Михаил Голиков собрал за кулисами порядка 40 артистов из 65 и отдал команду бежать к служебному выходу.
«Тогда происходило все очень быстро. Буквально секунд 30, и эти выстрелы уже раздавались в зрительном зале. Я услышал рев людей.
Нас отделял только занавес, который начал штурмоваться толпой. Во время эвакуации мы использовали, как я уже сказал, короткий путь через кафе. Некоторые музыканты вышли с толпой через главный вход. Кого‑то мы встретили в коридоре, пока бежали. Через 10‑15 секунд все оказались на улице», – комментирует дирижер.
Коллектив под руководством Михаила Голикова укрылся в Никольском соборе Красногорска в 300 метрах от «Крокус Сити Холла».
«Нас это действительно спасло, потому что все ребята были в концертной одежде. На улице было холодно», – отмечает художественный руководитель оркестра.
Спасли «умные» часы
Когда дирижер отдал команду бежать к служебному выходу, то одна из артисток впала в ступор. И побежала… в гримерку за курткой. В гримерке артистка встретила свою коллегу пианистку. В этот же момент по громкой связи они услышали выстрелы из зала. Террористы были настолько близко к микрофону, что девушкам казалось, будто стреляют за дверью.
«И тогда они в ужасе побежали в уборную. Телефона с собой не было, но спастись им помогли «умные» часы. На них поступил звонок от жениха скрипачки. Мужчина начал звонить своей невесте, когда выбежал на улицу со всеми и не увидел ее. Она приняла звонок. Он убеждал ее, что надо срочно бежать к служебному выходу. Конечно, мужчина спас жизнь и ей, и другой девочке», – подчеркивает собеседник «Петербургского дневника».
Идет сбор средств
Около 10 человек потеряли свои личные музыкальные инструменты.
«При этом кто‑то смог взять свою скрипку даже без чехла, прижать ее к себе и обогреть своим теплом, чтобы она не треснула на холоде», – говорит дирижер.
Не считая крупногабаритную аппаратуру, сгорели четыре виолончели, три личных скрипки, два фагота и тромбон.
«Инструмент для музыканта, например для девочки-скрипачки, – это больше чем просто инструмент. Это большая трагедия», – замечает Михаил Голиков.
Одна из воспитанниц симфонического оркестра поделилась своей историей с дирижером. По словам Михаила Голикова, артистка специально оставила свою скрипку около служебного выхода, чтобы не подвергать инструмент холоду.
«Она решила положить ее в гардероб с мыслью, что сейчас все закончится и через час она ее заберет, – отмечает дирижер. – К счастью, скрипка осталась цела. Только забрать инструмент мы смогли через полтора дня. Конечно, потребовался ремонт. Но это был счастливый единичный случай».
Симфонический оркестр открыл сбор пожертвований для приобретения новых музыкальных инструментов, утерянных в результате террористической атаки. Сейчас коллеги по сцене и все неравнодушные к чужой беде люди собирают средства для артистов.
Боль не ушла
В память о жертвах теракта группа «Пикник» и оркестр уже 27 марта дали концерт в большом концертном зале «Октябрьский». Именно там прошла первая встреча Михаила Голикова с частью музыкального коллектива после трагедии.
«Не все нашли в себе силы выйти на сцену после случившегося. Их подменили артисты, которые не ездили на эти гастроли. Встреча со всеми состоялась уже отдельно. Не в рамках репетиции. Мы провели вечер вместе. Я счастлив, что все музыканты остались живы и невредимы. Но я все так же тяжело переживаю гибель тех людей, которые были с нами в тот день», – подытоживает Михаил Голиков.