Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Водный туризм из Петербурга: куда можно отправиться летом на корабле

Любители морских круизов могут купить вместо него речной или уйти в море на грузовом судне
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Петербург – идеальный город для того, чтобы освоить различные виды водного транспорта: от парусной яхты и аэролодки до многопалубного круизного лайнера. Использовать суда в сугубо транспортных целях – дорогое удовольствие, хотя у одной из компаний появился тур в Ростов-на-Дону (вскоре после закрытия там аэропорта). Дорога в один конец обойдется в 120 тысяч – много дороже, чем на поезде или машине, зато релакс по дороге обеспечен.

Малый класс

Знаменитые «Метеоры» в новом сезоне отправятся по всем известным маршрутам: в Шлиссельбург, Кронштадт, Петергоф. Выборг пока откладывается. Зато в ближайшие год-два может появиться водный маршрут в Ломоносов. Об этом рассказали в компании ГК «Нева-Тревел». Помимо новых прогулочных судов класса «Котлин» (два были сданы в прошлом году, два появятся в этом), фирма готовится спустить на воду еще два прогулочных теплохода «Соммерс», два однопалубных теплохода «Сити-круиз» для прогулок по рекам и каналам, и прогулочный катамаран «Тютерс».

«Наши «Котлины» используются для доставки пассажиров в Кронштадт, а в перспективе, возможно, в Ломоносов. «Соммерсы» – для экскурсий вокруг фортов, а «Восходы» – для поездок в Шлиссельбург, – рассказала пресс-секретарь компании Анна Лебедева. – Также мы планируем запустить маршрут для туристов, которые приезжают в Петербург на совсем уж короткий срок. Он будет соединять Петербург, Кронштадт и Петергоф, чтобы у клиента была возможность посетить в один день и «Остров фортов», и фонтаны».

Речные круизы

Круизом по Ладоге (от 17 тысяч за маршрут на Валаам и обратно) искушенного туриста не удивишь. Кстати, для любителей сэкономить или разнообразить путешествие дорогу на Валаам можно построить через Приозерск или Сортавалу. Прогулка к монастырям на «Метеоре» из этих городов стоит 6-7 тысяч. Плюс – электричка до той же Сортавалы.

Выбирая речной круиз, можно взять круговой маршрут, а можно – в одну сторону, а назад вернуться самолетом или поездом. Как туристам, например, понравится двухнедельное путешествие из Петербурга в Москву: через Белое море, острова и недавно открытую достопримечательность – беломорские петроглифы? Такой тур стоит 60 тысяч. За 28 тысяч можно купить поездку в столицу через Лодейное Поле и Кижи на теплоходе «Княжна Анастасия» (не путать с морским паромом «Принцесса Анастасия», который возил туристов в Скандинавию).

Есть туры в Пермь и из Перми, с посещением по дороге Елабуги, Чистополя, Самары, Казани, Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля, Череповца, Петрозаводска и монастыря на острове Коневец. Можно добраться на Урал самолетом, а оттуда неспешно двинуться по воде. Тур до Екатеринбурга стоит 106 тысяч и длится 12 дней. Это одно из самых длинных предложений.

Есть и покороче. Десятидневная дорога из Петербурга в Казань через Череповец, Чебоксары и десяток других городов обойдется туристу в 68 тысяч. Еще дешевле путь в Ярославль (через Углич) – 43 тысячи. Можно заплатить 106 тысяч и добраться до Астрахани (до Казани – как обычно, а потом – через Тетюши, Самару, Саратов и Волгоград).

Дорога в Выборг

Нельзя сказать, что недоступные нам теперь морские круизы были вытеснены речными. Их количество не изменилось: в 2023 году из Северной столицы был организован 231 круиз, в 2024 году планируется 229 круизов. В 2022 году их было 200. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал руководитель регионального подразделения ООО «ВодоходЪ» Евгений Дмитриев. Он также сообщил, что у клиентов одинаково востребованы круизы в Петербург, из Петербурга и круговые. А на некоторых судах, в частности «Николае Чернышевском», можно выбрать экскурсионную программу в самом Петербурге (в первый или последний день). И пересесть с борта круизного лайнера на прогулочный катер или катамаран в Кронштадт.

В большинстве городов, где во время круиза предусмотрены остановки, пассажиров ждет экскурсионная программа, причем по выбору из двух-трех вариантов. Но часто путешественники предпочитают отдыхать по собственному сценарию и даже сетуют на форумах на невозможность взять с собой велосипед.

«Мы советуем воспользоваться услугой аренды спортинвентаря на борту», – дал рекомендацию Евгений Дмитриев.

Если очень хочется выйти в море, можно сесть на борт лайнера «Мустай Карим» и отправиться по маршруту Выборг – Москва. Правда, теплоход этот – самый новый, значит, и билеты на него дорогие. Зато пассажир получает приятный бонус: прогулку на круизном лайнере под петербургскими мостами. Другим судам делать это категорически запрещено.

«Речные суда теперь пользуются пристанью на Английской набережной. В этом году будет семь таких судозаходов, – рассказал генеральный директор АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадим Каширин. – Почему разрешено только одному кораблю? Тут дело не в высоте (хотя палубные надстройки не достают до некоторых мостовых пролетов считаные полметра) и даже не в маневренности, а в системе спасения пассажиров в случае какого-нибудь ЧП. У «Мустая Карима» они совершеннее, поэтому ему позволено ходить под мостами».

Кусочек моря

Что касается настоящих морских круизов, пусть даже каботажных, то есть вдоль берега, то их появление зависит от готовности калининградского порта Пионерский. Как только его доделают, так сразу появятся новые маршруты из Петербурга в Калининград, заверил глава «Морского фасада».

Отправиться морем в бывшую Восточную Пруссию можно и сейчас, но дело это хлопотное. По паромной линии Усть-Луга – Балтийск курсируют грузовые паромы «Амбал», «Балтийск», «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». На них почти нет пассажирских кают: к примеру, на «Рокоссовском» их четыре – на 12 мест. Они рассчитаны на перевозчиков, которые решили лично сопровождать свой груз.

«Провоз легкового автомобиля будет стоить 40 880 рублей, мотоцикла – 23 200, – рассказали «Петербургскому дневнику» в компании, которая осуществляет перевозки. – Место в пассажирской каюте стоит 11 300. Хотите проехать пассажиром, без машины? Хм, у нас это не приветствуется. Каюты предназначены для водителей, сопровождающих опасные грузы, цирковых животных, температурные грузы. А также для военных».

Представители компании заверили, что в конце апреля на линию выйдет паром, который сможет перевозить просто пассажиров.

Стоит уточнить, что общественный транспорт в Усть-Лугу не ходит, да и порт Балтийск находится в 60 километрах от Калининграда. Так что, помимо 45 часов в море, придется приплюсовать минимум 4 часа на суше. Зато – романтика…