Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Петр Шкуматов: «Ситуация с восстановлением петербургского автокластера требует срочных решений»

Автоэксперт – об инициативе правительства
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

На днях президент РФ Владимир Путин поручил представить к августу предложения о создании единого автомобильного кластера в трех регионах страны – в Петербурге, Ленинградской и Калужской областях. В начале года о необходимости объединения автозаводов говорил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Министр тогда подчеркнул: «Нужно решать вопрос с простаивающими площадками бывших автомобильных производств в Петербурге».

Автоэксперт, координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что общий смысл этой инициативы – в снижении издержек на управление такой масштабной инфраструктурой, как автопроизводство.

«В силу определенных обстоятельств сегодня в России нет избытка автозаводов. Поэтому еще одна цель создания кластера – в снижении издержек на унификацию продукции. Скорее всего, вся инфраструктура кластера будет работать с одним-двумя партнерами, и, соответственно, выпускать автомобили определенной линейки. Такое укрупнение является естественным, понятным, и, в общем-то, давно ожидалось на рынке», – указал Шкуматов.

По мнению эксперта, главными партнерами нового автокластера станут китайские компании.

«Напомню, в 2023-м в Китае было произведено 26 млн автомобилей. Сравните эту цифру с 400 тысячами авто, которые за год выпускает «АвтоВАЗ». При этом в КНР есть избыточные производственные мощности, возникшие естественным образом. Китай долгое время не был страной-автопроизводителем, машин там было довольно мало. А сейчас китайцы активно покупают автомобили, для них это – наглядный шаг к повышению качества жизни, – говорит Шкуматов. – При этом китайцы заинтересованы в том, чтобы максимально загрузить свои производственные мощности. И загрузка мощностей в Петербурге и Ленобласти вряд ли входит в зону их бизнес-интересов. Поэтому нам нужно как-то заинтересовать в этом китайцев, искать какой-то компромисс».

Сейчас в России уже есть несколько китайских производств – тот же HAVAL, который производит в среднем 130 тысяч автомобилей в год (при максимальных объемах в 150 тысяч авто), говорит эксперт.

«При этом тот же HAVAL не собирается как-то сильно расширять производство, несмотря на то, что россияне покупают у них всю продукцию без остатка. А новые китайские модели, выпускаемые в России, имеют не самую высокую локализацию. То есть, китайцы чутко контролируют наш рынок, и не видят особого смысла развивать производство в том же кластере. Ведь они могут привезти сюда все необходимое для сборки автомобилей из Китая – те же машинокомплекты, а еще лучше – готовые автомобили. Поэтому налаживание производства совместно с Китаем – это путь компромиссов: какая степень локализации устроит нас, и какая – их. Потому что здесь интересы производителей РФ и КНР все же расходятся, а других партнеров, кроме китайцев, у нас сейчас нет», – считает он.

На взгляд эксперта, поэтому договоренности между странами должны заключаться на высшем политическом уровне.

«А создания автокластера – это необходимое, но недостаточное условие для его запуска. Потому что после ухода западных автопроизводителей, наш автопром пока выглядит как этакая «сборная солянка», к тому же не очень четко управляющаяся. А ситуация с восстановлением петербургского автокластера требует срочных решений. Иначе запустить некоторые заводы после многолетнего простоя может быть уже невозможно», – заключил Шкуматов.









Закрыть