Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Владимир Нуждин: «Такого рая, как в России, я нигде не получу...»

В Петербурге проходит выставка мастера
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

В Российской национальной библиотеке проходит выставка одного из 12 в мире и единственного в России художника и гравера Владимира Нуждина, который работает в технике контррельефной гравюры.

Глядя на стремительно идущего Владимира Нуждина, невозможно представить, как он часами может сидеть над фигурками своих героев. А их только на этой выставке свыше трехсот. А еще больше в музеях России, мира и во множестве частных коллекций.

Дань памяти

В одном только Параде Победы свыше 2,5 тысячи фигурок, каждая из которых абсолютно соответствует исторической правде. Даже крошечные награды на груди участников парада и те, как настоящие.

«На них-то я без глаз и остался. Тридцатимиллиметровая фигурка, а медалька, представляете, какого размера? А если она не одна, а целый «иконостас»? После этого мелкие детали, лица я уже не могу гравировать без увеличительных стекол», – признается мастер.

А потом решительно добавляет: «Но оно стоило того, потому что это дань моим родственникам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Маме, которая провела три года блокады в Ленинграде, в госпитале, а потом на Белорусском фронте. Это дань всем нашим людям», – говорит Владимир Нуждин.

Трехметровая диорама «Парад Победы» – одна из самых знаковых и масштабных его работ. Сегодня она находится у Знамени Победы в Центральном музее Вооруженных сил в Москве. Ее мастер делал в общей сложности пять лет.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Загрузить мозг

Владимир Нуждин – единственный в России художник, работающий в технике контррельеф. Он создает рельефную гравюру на камне, а после отливает ее в металле.

Каждая новая работа начинается с рисунка и... книг. Например, чтобы создать фигуру двуглавого орла, которую можно видеть на выставке, Нуждин проштудировал историю от Владимира Ясного Солнышка и Византии до Ивана III. А чтобы сделать Экзюпери, прочитал и даже выучил наизусть «Маленького принца». «И так с любой темой», – делится мастер.

Чтобы правильно создать форму для гравюры, он досконально изучил математику, физику, металловедение, сплавы, литье и другие необходимые для дела науки.

«Каждое ремесло требует изучения. В том-то и состоит его прелесть, что поневоле становишься историком. Чтобы сделать работу, надо загрузить мозг информацией», – резюмирует он.

Как Алиса в Зазеркалье

Техника, в которой работает уникальный мастер, называется контррельеф.

«Здесь все наоборот. Если в обычной гравюре самой близкой точкой для меня будет, скажем, медаль, то в контррельефе это будет самая дальняя точка. Там надо создавать перспективу, чувствовать глубину, это на порядок сложнее. Тут и особая настройка полушарий мозга, и фокус зрения. Поэтому мозг немножко переворачивается. И ты чувствуешь себя, как Алиса в Зазеркалье», – объясняет мастер.

Он не скрывает, что в школе учился неважно. Пока мама не отдала его в жесткие руки родного дяди, первого чемпиона мира по судомодельному спорту. И попросила того «научить ее балбеса хоть что-то делать своими руками».

Началось все с парусных кораблей, на которые Нуждин поставил своих солдатиков. А когда впервые попал в Мемориальный музей Суворова и увидел там, как он сейчас говорит, «этих маленьких человечков», все парусники отошли на второй план. И он занялся только тем, что сегодня и составляет славу уникального художника и гравера.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Музей оловянного солдатика

Музей Суворова и знакомство с его тогдашним директором Владимиром Гронским сыграло в жизни Нуждина судьбоносную роль.

«Владимир Геннадьевич – это мой друг, с которым мы осуществляли идею создания Музея оловянного солдатика. Он сразу заболел этим делом. И, несмотря на все трудности, с фантастической энергией пробивал, доставал, закупал все необходимое для будущей экспозиции», – вспоминает Владимир Нуждин.

По словам мастера-графика, этот музей появился исключительно благодаря настойчивости Гронского. «Именно ему удалось реализовать эту грандиозную идею», – подчеркивает мастер.

Особенно его радует, что получилось привлечь в музей тех маленьких детей и учеников младших классов, которыми еще не до конца завладели компьютерные игры. Для них Нуждин сделал диораму знаменитого перехода Суворова через Альпы. Он трудился над ее созданием два с половиной года. И не зря, потому что это зрелище так завораживает ребят, что они подолгу стоят у этой витрины и никак не хотят уходить от нее.

«Где я только не был, для кого только не изготавливал свои миниатюры: для монархов, владык, патриархов, для Папы. Но больше всего мне нравится делать их для детей. Это самое благодарное творчество», – говорит лауреат премии правительства Санкт-Петербурга, которой он вместе с директором Музея Суворова был удостоен в 2018 году.


На Родине лучше

Сегодня таких мастеров, как Владимир Нуждин, можно пересчитать по пальцам. Поэтому ему не раз предлагали обосноваться за границей.

Особенно настойчивы были немцы, где очень любят и ценят подобное искусство.

«Пять лет я работал в Германии. Требовали даже, чтобы я там остался. Сказали, мы начинаем оформлять на вас документы. А жена посмотрела на меня и, как известные танцоры Васильев с Максимовой, которым тоже не раз предлагали остаться за границей, ответила: «Нет уж, лучше на Родине».
О своем решении Нуждин не пожалел ни разу.

«Художнику там умереть можно, ему невозможно развиваться, – объясняет он свое решение. – Помню, еду я на машине по Баварии, любуюсь чистотой и порядком в их деревушках. А потом ловлю себя на мысли: «Что же это мне напоминает? И вспоминаю песню Владимира Высоцкого: «А на кладбище все спокойненько, все культурненько и пристойненько. исключительная благодать...» И действительно, деревеньки там красивые, домики идеальные и заборчики все одинаковые, как некрополь. Но вся эта красота внешняя, а внутри человеческая пустота».

Нашему мастеру ближе родные просторы. «У нас едешь – собака пронеслась, кошка по улице гуляет, бабуля сидит на скамейке. Жизнь! А там ее нет. Не мой менталитет. Мне надо, чтобы я вышел из дома и увидел просторы Руси – лес, реку и баньку в ста метрах от нее. Такого рая, как в России, я нигде не получу», – расставляет все точки над «и» Владимир Нуждин.