Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Ораниенбауме парк и дворец приводят в порядок перед началом туристического сезона

Всю зиму скульптуры провели в специальных защитных футлярах
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» – в ожидании нового сезона. На газонах высаживают цветы, в парке раскрывают статуи, а во дворце натирают паркет и моют люстры. «Петербургский дневник» узнал, что ждет посетителей.

Санитарная обрезка кустарников уже завершена, газоны практически расчищены, и даже розы, которые укутывали в спанбонд и закрывали лапником, сейчас дышат свежим воздухом.

Саду – цвесть

Сотрудники «Ораниенбаума» делятся весенним настроением с каждым посетителем.

«В парке представлено большое количество разновидностей тюльпанов разных сортов, например, махровые тюльпаны «Акебона» или белоснежные необычной формы «Уайт Либерстар», – рассказывает заведующая отделом по благоустройству и обслуживанию парков «Ораниенбаума» Анастасия Громова.

Потом наступит время петуний, бегоний и алиссумов. Все они замечательные медоносы, которые источают восхитительный аромат.

«Мы хотим, чтобы у наших посетителей радовался не только взгляд, поэтому сознательно работаем над атмосферой, которую туристы связывают с посещением Ораниенбаума», – говорит специалист.

Большинство культур прибывает из собственных оранжерей. Все делается на основе архивных данных. Так, если Меншиков обожал померанцевые деревья, ставшие впоследствии символом «Ораниенбаума», то их прямо в кадках тоже выставят в парке, лишь только немного потеплеет.
За самыми старыми деревьями нужен особый присмотр.

«За дубами возле Китайского дворца – им уже более 300 лет – мы бережно ухаживаем в течение всего года. Подкармливаем, делаем санитарные обрезки и пытаемся сберечь все, что дошло до наших дней еще с петровских времен», – говорит Анастасия Громова.

Летом прошлого года в парке «Ораниенбаум», в котором более 160 гектаров, завершилась масштабная реконструкция. Сегодня за его красотой ухаживают 46 садовников.

Долой футляры

Всю зиму скульптуры дворцово-паркового ансамбля провели в специальных защитных футлярах. Сделано это для того, чтобы они не потеряли свой вид.

«Вода, попадая в мелкие поры, при переходе температур ниже нуля замерзает, расширяется и приводит к постепенному разрушению поверхности камня», – объясняет хранитель музейных предметов фонда «Скульптура «Ораниенбаума» Арсений Шевлягин.

Но сейчас, с наступлением тепла, скульптуры уже без сожаления сбрасывают свой защитный короб. «Скульптуры перезимовали хорошо. Никаких изменений в структуре камня или трещин нет», – успокаивает специалист.

Всего в парке представлено порядка 90 разных произведений искусства, включая декоративную пластику и малые архитектурные формы. Половина из них – это копии, выполненные в конце XX или начале XXI века. Оригиналы находятся в фондах.

«Это делается для сохранности произведений от атмосферных воздействий, потому что, увы, памятники изнашиваются. У нас не итальянский климат, благоприятный для их экспонирования под открытым воздухом. Поэтому если там они могут столетиями стоять, то у нас этот срок значительно снижается», – отмечает Арсений Шевлягин.

Сейчас специалисты освобождают от зимних футляров скульптуры в Нижнем саду Большого Меншиковского дворца. Полностью их планируется раскрыть до 20 апреля.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Без шума и пыли

Генеральная уборка идет и во дворцах «Ораниенбаума».

«В Большом Меншиковском дворце, в создании которого принимал участие сам светлейший, более тысячи предметов. Они выполнены из различных материалов и в различных техниках, поэтому подход здесь нужен индивидуальный.

«Какие-то предметы очищаются от пыли при помощи кистей и сухих салфеток. Какие-то моются влажным способом», – делится профессиональным секретом заведующая отделом хранения и изучения памятников «Ораниенбаума» Юлия Никитина.

Например, уникальный наборный столик с видами резиденции можно чистить только при помощи сметок и мягких салфеток. Такую процедуру проделывают каждый вторник. Но если пыль появляется раньше, то и каждый день.

А вот «обеспыливание» шелковых портьер проводят всего один раз в год, поскольку деликатная ткань требует бережного обращения.

На фарфоровых ажурных люстрах в покоях великой княгини Елены Павловны бережно очищают каждый завиток. Так же, как и на люстре в Церковном павильоне Большого Меншиковского дворца.

«Вначале каждая подвеска люстры обеспыливается сметкой или кисточкой, а затем протирается насухо салфеткой, смоченной в растворе спирта и воды в концентрации 1:4. Именно так это делали в XVIII и XIX веках», – рассказывает начальник экспозиционной службы Нино Вахания. Она признается, что работа эта не только очень ответственная, но и нервная, ведь каждый предмет индивидуален, а некоторым больше 200-300 лет.

Чтобы сохранить паркет, рабочие механической бригады каждую неделю наносят на него мастику с воском и полируют до блеска. «Проходит много туристов, а древесина очень чувствительна к внешним воздействиям – трению, изменениям температуры и влажности. Мастика же создает дополнительный защитный слой и таким образом предохраняет паркет от царапин и повреждений на долгие годы», – подчеркивает Юлия Никитина.

Официально сезон откроется 27 апреля. До этого дня вход в парк «Ораниенбаум» бесплатный.