Антон Шагин: «Очень важная для меня книга»
– Антон, мы с вами разговаривали полтора года назад, когда ваш брат только ушел добровольцем на фронт. Как вы и он изменились за это время?
– Мы стали сильнее. Появилось больше уверенности и жажды жизни. И у меня, и у брата. Он получил за это время два ранения. После первого очень долго лечился, восстанавливался – к нему в блиндаж залетел фосфорный снаряд, он горел. Потом брат вновь отправился на фронт, и второе ранение у него осколочное – на них с дрона сбросили гранату. Слава Богу, он остался жив, сейчас работает в военной части. Получил награду. Братом я горжусь больше всего в жизни.
– На экраны вышел долгожданный для многих фильм о событиях в Донбассе в 2015 году – «Позывной "Пассажир"». И буквально сразу же пошли жалобы зрителей из самых разных городов: кинотеатры ставят показы в самое неудобное время – рано утром и почти ночью, у многих даже физически нет шанса увидеть фильм.
– Да, мы знаем об этой проблеме. Это намеренный демарш некоторых кинотеатров. Такой вид саботажа: вот, мы же фильм показываем, какие к нам претензии, а люди сами на него не идут... Когда на Красной площади проходил митинг-концерт в честь 10-летия воссоединения с Крымом, мне удалось после выступления поговорить с должностными лицами из Администрации президента, обозначить им проблему. Они сказали, что вопрос будет решен.
Будем ждать. Зрители должны увидеть этот фильм непременно. Он о человеческих отношениях, об очень сложном выборе, о любви к Родине, к семье, к женщине.
– Фильм снят по мотивам романа Александра Проханова «Убийство городов». Он принимал участие в написании сценария?
– Принимал, но в основном сценарий писал сам режиссер, кстати, петербуржец Илья Казанков. Человек удивительный, вдумчивый, со своей болью и с обостренным чувством правды. У нас в фильме есть сцена, где мой герой бежит через поле и бросается в реку с высокого обрыва. Илья сначала этот трюк испробовал на себе. Пробежал, прыгнул в реку и сказал: «Шагин, там все чисто, давай...» Вот такой человек. Вообще, вся наша команда – это более ста человек – настоящие единомышленники.
– Илья Казанков сказал, что снял «кино для сомневающихся». А что делать, если человек не только не сомневается, а просто не хочет ничего знать?
– Сложный вопрос. Во все времена перед человеком стоит этот выбор, и каждый должен сам – без насаждения сверху – решить, на чьей он стороне.
Мы с командой создавали фильм, потому что у нас, как и у многих русских людей, болит сердце. Нам больно за людей Донбасса, за всю Россию, мы переживаем за ее будущее. Если наша боль и любовь к стране хоть для кого-то станут стимулами, чтобы задуматься, чтобы разобраться в ситуации, – это уже победа. Неприятие спецоперации, непонимание ее целей и даже просто молчание – они чаще всего идут от элементарного человеческого невежества.
– Почему именно люди от культуры так упорно не хотят смотреть правде в глаза?
– Мы сейчас просыпаемся от тридцатилетнего «зарубежного» сна. Может ли все измениться за два года, когда нас так долго оболванивали, насаждали исковерканные смыслы и ценности? Мы будем постепенно выбираться из той страшной ямы, куда нас поместил предатель Горбачев и не меньший предатель Ельцин. Это будет долгий и очень непростой процесс.
Главное, чтобы каждый, кто поддержал страну, сейчас делал свою работу с полной самоотдачей. Я пытаюсь это делать в актерской профессии и в поэзии. Насколько могу, помогаю нашей армии, нашим солдатам... Конечно, в соцсетях я не так часто об этом рассказываю, потому что считаю: самые важные дела не должны происходить «на публику». Но я точно знаю, что многие мои коллеги уже проснулись, обозначили свою позицию и тоже помогают и солдатам, и мирным жителям. Постепенно среда меняется.
– Пожалуй, смелее всех против сложившейся системы пошли писатели и поэты. Я говорю о «Союзе 24 февраля». Вы о нем знаете?
– Да, знаю! Полностью этих людей поддерживаю и горжусь знакомством с ними. Это Алексей Колобродов, Олег Демидов, Игорь Караулов, Дмитрий Артис и многие другие замечательные поэты и писатели. Смелые люди. Они, наконец, озвучили те изменения, в которых остро и довольно давно нуждается вся наша литература.
– Сценарист Ольга Погодина-Кузмина поддержала «Союз», но написала, что это «донкихотство»: его участники пошли с «игрушечными копьями» против литературных финансовых монстров.
– Это так. К сожалению, это не мифические ветряные мельницы, это реальные препоны, которые ставят на пути патриотических авторов многие находящиеся во властных структурах и бизнесе люди либерального толка. Но они рано или поздно будут сдвинуты со своих мест и упразднены. Я в это абсолютно верю.
– У вас выходит сборник стихов «Шагомер»?
– Да, совсем скоро, в конце апреля. В книге собраны более ста стихотворений, написанных с 2019 по 2023 годы, – через боль, через поиск. Это было постепенное движение моей души, потому и название у книги «Шагомер». Условно сборник разделен на три части: любовная лирика, гражданская и военная лирика и стихи, которые обращены к моему детству, к воспоминаниям о юности. В них – попытка собрать воедино семью, которую я потерял: маму, бабушку, деда, тетю. Очень важная для меня книга.
***
Из брони на нём – только крест.
Рядом с ним в поле только собака –
от консервов остатки ест.
А закат цвета дикого мака.
Ночь укроет в пути от врагов –
словно дьякон с плеч скинул рясу.
Не найдут их ни Киев, ни Львов –
искажённые злой гримасой.
Их родная земля спасёт,
у себя спрячет бабка в хате.
Сына мать никогда не сдаёт –
сына мать узнаёт в солдате.
Прижимает ладонь к виску.
Под неполной луною тусклой,
помогает она пареньку,
говорит она с ним по-русски.
Он с рассветом уходит в лес
по песчаному дну оврага.
Из брони на нём – только крест
и с ним рядом бежит собака.
2022 год
СПРАВКА
Антон Шагин – актёр театра и кино («Стиляги», «Бесы», «Союз спасения», «Позывной "Пассажир"»), один из ведущих артистов театра «Ленком Марка Захарова».
Поэт, выпускник литературной мастерской Захара Прилепина. Автор поэтических сборников «Её», «Антоновки», «Вопреки», «Шагомер».