Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Педиатр рассказала, когда и с чего лучше начинать правильное питание для ребенка

Марина Ревнова – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии им. академика А. Ф. Тура Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Мария Ревнова считается одним из лучших в России специалистов по патологиям желудочно-кишечного тракта, аллергическим, пульмонологическим и аутоиммунным заболеваниям. Именно благодаря ей в середине 1990-х годов в России всерьез заговорили о таком заболевании, как целиакия.

Продукты нужно нюхать

– Мария Олеговна, когда и с чего начинать правильное питание для ребенка, чтобы не было серьезных проблем в будущем?

– Единственная профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта – это грудное вскармливание. Но очень важно не передержать ребенка у груди. Обычно ребенок находится на грудном вскармливании до 6 месяцев, дальше с прикормами до года-полутора. Это является профилактикой очень многих заболеваний ЖКТ в будущем. У нас, к сожалению, многие мамы стараются продержать ребенка у груди как можно дольше, это неправильно и с физиологической, и с психологической точки зрения. Такие мамы подменяют материнскую любовь чувством гиперконтроля, и это уже неполезно. Если кормить малыша грудью до 2-3 лет, у него меняется прикус, характер становится слишком зависимым от мамы, портится поведение. Это психологически неправильный подход. Грудное вскармливание – четко до года.

– Имеет ли значение, чем сама мама питается в этот период?

– Если ребенок здоров, если нет аллергии, то не имеет значения. Если есть высыпания, а они, как правило, случаются от коровьего молока, которое многие мамы пьют литрами, то тогда, конечно, маме надо ограничить его потребление.

– Допустим, мама все делает правильно. Что случается дальше, почему у ребенка начинаются проблемы с животом? Вы говорили про катастрофический рост заболеваемости болезнью Крона, гастритами, целиакией...

– Все заменила химия, и это та реальность, с которой сталкивается ребенок. Когда я вижу, что ребенок месяцев девяти жует в коляске булочку рафинированную, «долгоиграющую», которая в упаковке месяцами не портится, во мне все переворачивается. И эта рафинированная булочка из самой перерафинированной муки ужасно вредна для нашего кишечника. Если нужен перекус, дайте яблоко, яблочное пюре. Хотя я против еды на бегу.

– Я уверена, что 99 процентов родителей вам скажут, что трудно отказать ребенку, он же видит, что едят дети вокруг, и ему тоже хочется.

– Если у человека нет вкусовой зависимости от всей этой гадости, если с раннего возраста он это не попробует, то и потом ему это не понравится. Нужно развивать правильные вкусовые пристрастия. Это непросто, но лучше так, чем потом иметь проблемы. Но рафинированная еда – одна из проблем. Еще одна – красители, особенно в мясе. Натуральное мясо почти сразу же обветривается и становится серым, а в магазинах лежит мясо, которое краснеет день ото дня. По идее мы должны есть то, что производится в фермерских хозяйствах. Но это дорого и не всегда находится рядом. Кто-то озадачивается, в деревню ездит, кто-то сам выращивает яблоки или помидоры. Если нет возможности, хотя бы нюхайте продукты, которые покупаете. Натуральные пахнут. Но что вкусно пахнет, то дороже стоит. Надо исходить из здравого смысла. Хотя бы минимизировать количество рафинированной еды.

– Получается, идеальная еда была в СССР: из фастфуда – сухарики и фрукты, никаких тебе маффинов в пластике и газировок с красителями. Так?

– Да, в Советском Союзе питание было практически идеальным. Когда в 1990-е к нам хлынул этот фастфуд, начались заболевания. Детское население не очень здоровое, потому что их рожают уже не очень здоровые родители. Их мамы уже успели переболеть всем, чем только можно. Помимо неправильного питания, речь идет и о ранней половой жизни. У такой мамы, которая сама имеет несколько диагнозов в анамнезе, рождается не очень здоровый или недоношенный ребенок, и дальше он продолжает болеть. Рафинированные продукты, антибактериальное мыло, антисептики на любой случай… Мы не имеем той естественной флоры, которая была у наших родственников. Обособленное существование, маленькие семьи, постоянное общение только в одной среде – и микробам нет возможности пообщаться, отсюда и нулевой иммунитет.

Появляются новые болезни

– Каждое новое поколение болезненней предыдущего?

– Да. Кроме того, возникают новые болезни. Например, COVID-19. Я больше 40 лет в педиатрии, но более загадочной, непредсказуемой, непрогнозируемой болезни не видела. Обычно, когда ребенок заболевает, можно сделать прогноз: сегодня у него температура, завтра будет сыпь, послезавтра будет то-то и это. А с коронавирусом совершенно непонятно. Вроде и течение заболевания у детей было легче, но через какое-то время у многих начинались страшные вещи. Краснеют глаза, начинаются заболевания сердца, сосудов, суставов. Сколько детей с мультисистемным Касавасаки подобным синдромом попадали в реанимацию! Даже наши реаниматологи не понимали, куда болезнь потечет, на что среагирует. К нам до сих пор поступают дети с адскими головными болями, у некоторых проявляются заболевания, которые дремали, например та же целиакия. Я за 40 лет такого не видела. Это боевой вирус, не простой.

– Это правда, что диагноз «целиакия» появился в России благодаря вам?

– Эту тему я начала в 1994 году. Я была в Финляндии в командировке по вопросам аллергологии. При детском госпитале там есть прекрасная библиотека, включающая все новейшие издания, что было особенно ценно в те времена. И случайно прямо передо мной с полки упал увесистый том «American gastroenterology» и открылся на странице «Coeliac disease» (целиакия). Для меня было открытием, что целиакия – отнюдь не редкое заболевание, как мы всегда считали, второе потрясение – что это не всегда тяжелое заболевание, сопровождающееся хроническим поносом, исхуданием, и что им болеют взрослые тоже. И третье – что мы пытаемся лечить аллергии, а на самом деле это целиакия! После возвращения в Петербург мы пересмотрели свои взгляды на целиакию, а с 1997 года создали Общество больных целиакией под руководством Ирены Романовской.

– А у нас нет гипердиагностики целиакии ради продвижения безглютеновых продуктов?

– У нас недодиагностика. Но хотя бы в Петербурге педиатры знают, что, если болит живот, если он вздутый, стул несколько раз в день, надо исследовать на целиакию. Умные гинекологи знают, что при хронической невынашиваемости беременности надо исследовать беременную на целиакию. Если убирается глютен, женщина прекрасно дохаживает. Но просто так назначать безглютеновую диету бессмысленно.

– Что еще плохого с детским ЖКТ, помимо целиакии?

– Болезнь Крона, гастриты. Недавно было очень много хеликобактерных гастритов, теперь с помощью иррадикационной схемы хеликобактерной этиологии стало меньше. Но много аллергических поражений ЖКТ, особенно на молоко. Начинаются постоянные поносы, боли в животе. Бывает, что в результате обследования на аллергены выявляют молоко, убирают – и ребенок выздоравливает. Самые частые аллергены – это молоко, пшеница и яйца. Это серьезная проблема для детей. Убираешь триггер, этот причинно-значимый продукт, – и человек выздоравливает.

Не вмешивайтесь в организм

– Какие заболевания характерны именно для петербургских детей?

– Аллергические. Идут сплошным потоком дети к аллергологам, гастроэнтерологам, а участковые не очень думают о причинах. Участковые педиатры должны быть готовы хотя бы к минимальным обследованиям на аллергии. Скажу крамольную вещь: иногда даже сами мамы лучше справляются. Посмотрят в интернете и убирают из рациона, например, молоко. И все становится нормально. А до этого никто не понимал, почему ребенок не спит, потеет, у него жидкий стул. А это всего лишь молоко.

– Действительно ли большую роль играет психосоматика?

– Если проблема с ЖКТ у ребенка 3 лет – это одно, а если это подросток, то боли в животе – это отдельная история. На ЖКТ влияют и отношения в семье, и учеба, и нагрузки. Иногда подросток приходит на прием, очень нервничает, дерганый, и уже понимаешь, что ребенок эмоционально берет очень много проблем, а эти проблемы могут приводить к синдрому раздраженной кишки.

– Что вы посоветуете нашим родителям для разумного подхода к здоровью ребенка?

– Обязательно напишите специально от меня: ни в коем случае не занимайтесь самолечением, например модным «повышением иммунитета». Начитаются соцсетей и начинают давать виферон, кипферон в качестве профилактики. Мы влезаем в иммунную систему, нельзя этого делать ни в коем случае. Чем меньше любой химии в организме, тем лучше. Организм – это самовосстаналивающаяся система, и чем меньше мы вмешиваемся, тем лучше.

Закрыть