«От кареты до ракеты»: в Петербурге показывают уникальную автомобильную технику
В конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» открылась 34-я выставка «Олдтаймер-Галерея» – экспозиция технического антиквариата.
«Разная ностальгия»
На три дня огромный зал превратился в самый настоящий город прошлого.
«В этом году у нас получилась выставка «от кареты до ракеты», – рассказал «Петербургскому дневнику» организатор выставки Илья Сорокин. – Здесь можно встретить ретроэкспонаты самой разной технической направленности. Даже трактора из Чебоксар или настоящие кареты из Царского Села. А музей Института космических исследований РАН из Москвы предоставил нам коллекцию макетов космических аппаратов, которые исследовали Венеру. Здесь есть марсоход, не полетевший на Марс. Раритеты! Технический космический антиквариат 1970-х годов, экспонаты добротные, металлические, тяжелые».
По словам Ильи Сорокина, перед организаторами ставилась цель, чтобы показать зрителю ретроэкспонаты шире и разнопланово.
«У всех разная ностальгия. Кому-то хочется увидеть мотоцикл «Ява», без которого в то время ты не был крутым парнем. А кто-то хочет увидеть шаттл «Буран» орбитальной станции «Мир», – говорит он. – Эти экспонаты интересны тем, кто болеет за нашу страну, это престиж страны. Такая ностальгия гораздо сильнее «цепляет». Я сам по образованию инженер и имею отношение к космической технике. Мне приятно, что в День космонавтики мы кому-то напомнили, что когда-то летали на Венеру и пытались на Марс».
Аль Капоне и Сталин
В коллекции продюсера кино Александра Толчинского около 50 автомобилей.
«Интересных экспонатов много, – подчеркнул он. – Например, вот этот «Кадиллак». Он 1930 года, а ездил на нем главный гангстер чикагской мафии – Аль Капоне! У автомобиля любопытная история. Во время Японско-американской войны его отдали президенту Франклину Рузвельту. Дело в том, у президента не было ни одного бронированного автомобиля. И нашелся лишь один, конфискованный в Калифорнии, вот этот «Кадиллак». Еще один автомобиль в коллекции – любимый Иосифа Виссарионовича Сталина! Кстати, именно после этого автомобиля пошли все ЗИЗы».
По словам Александра Толчинского, он не жалеет ни времени, ни денег на реставрацию автомобилей.
«Я покупаю такое ржавье и хламье, даже говорить стыдно. Груда металла. Многие говорят, что такое восстановить уже нельзя. Нужно быть сумасшедшим. Но у ребят в мастерской золотые руки! В среднем на реставрацию уходит по три года, по деньгам и не считаю… Но с удовольствием трачу деньги на машины. Это для души. Мне было лет 12, когда мы с отцом перебирали автомобильные двигатели в гараже, и в итоге это переросло в такое вот хобби. И сейчас я ищу волонтеров и место под музей, где смогу разместить свои автомобили», – рассказал коллекционер.
Горбачев и автомобиль будущего
Все автомобили на выставке интересные, за каждым стоит история, и каждый представляет историческую ценность, уверен коллекционер и сын советского конструктора Даниил Хаинов.
«Так, например, это автомобиль «Охта», который создал мой отец вместе со своим товарищем, – сказал он. – Старались построить будущее в Советском Союзе, и им это удалось! Этот автомобиль заметили на самом верху. Михаил Горбачев поручил привлечь их даже к работе в автопроме. В Институте НАМИ, где им выделили место и выдали материал для «творчества», никто не верил, что вообще что-то получится: мол, ну что они вдвоем могут? Но раз Горбачев сказал, значит, надо было выполнять. Никто над папой и его другом не стоял, они творили, что хотели. Получился компакт-вэн с максимально возможной обтекаемостью, с первой мультиплекс-проводкой…»
К слову, дизайн автомобиля до сих пор отличается от всех. Конструкторы добились результата, которого никто не ожидал. Как говорит Даниил Хаинов, «Горбачева потом еще долго катали в этом автомобиле по Кремлю». И «Охта» побывала на многих выставках за границей – в Женеве, Нью-Йорке, Монреале, Праге. И везде вызывала удивление.
«В то время от страны в основном «Жигули» были на выставках, а тут целый космолет, – продолжает рассказ Даниил Хаинов. – К сожалению, прошло много времени, и автомобиль хранился ненадлежащим образом. Сейчас он не на ходу, двигатель украли. В 2004 году мой отец его забрал, буквально вытащил с того света... Мы перед выставкой его отмыли, немного собрали, чтобы напомнить людям, что в стране много мастеров с заделом на будущее, что мы можем создавать новое».
Ретроавтомобиль из леса
А в середине зала выставлены в ряд черные автомобили представительского класса. Они отполированы так, что в них можно смотреться, как в зеркало.
Реставратор ретроавтомобилей, конструктор из мастерской Михаила Полковникова Сергей Кухта рассказал, что, например, автомобиль с мигалками в простонародье называется «Волга-догонялка».
«Она могла держаться за представительскими машинами. На автомобиле с флажками передвигались первые лица государства. Или глава МИД. Все автомобили этой линейки – лучшие в стране, тщательно восстановлены максимально близко к оригиналу. На «Чайках» передвигались министры. На ЗИМе, например, начальник Калининградского военного округа или первый секретарь», – поделился подробностями он.
И посетовал на то, что автомобили приходят в ужасном состоянии.
«Первый советский серийный автомобиль ГАЗ м-1 восстановлен с помощью деталей, найденных на местах, где шли боевые действия. В начале Великой Отечественной войны мы несли большие потери, и много техники осталось навсегда там. Проблема – найти оригинальные детали. Нужны золотые руки, нужно везение. Есть клубы по интересам, где можно обменяться железом, запчастями. Бывает, что реставрация одного автомобиля занимает 12 лет, я про ГАЗ м-1. Все зависит от удачи!»