Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Что происходит в Оренбурге спустя неделю после прорыва дамбы

Там объявлена экстренная эвакуация
Фото: Анна Набиева

Прорыв дамбы в Орске стал чрезвычайным происшествием федерального масштаба. Всю неделю, пока шли спасательные работы в райцентре, власти субъекта – Оренбурга ожидали, что потом может дойти и до него. В Оренбурге живет в три раза больше людей – свыше полумиллиона. Критическая ситуация настала в пятницу, в половине третьего дня. Повсюду зазвучали сирены, и началась экстренная эвакуация. О такой вероятности мэр города Сергей Салмин предупреждал еще во вторник.

Критическая отметка

В телеграм-канале жителей просят взять с собой документы, лекарства, вещи первой необходимости и немедленно покинуть дома. Под угрозой затопления оказался поселок имени Куйбышева, Солнечный, Авиагородок и Овчиный городок, а также несколько густонаселенных городских кварталов. Уровень воды в Урале поднялся на 40 сантиметров и достиг 1143 сантиметров. Критической считалась отметка в 930 сантиметров.

Пресс-секретарь управления МЧС Северной столицы Анна Изам рассказала «Петербургскому дневнику», что спасателей из Петербурга задействовать пока не собираются.

«Но опыт работы на паводках у них есть, – уточнила Анна Изам. – Например, несколько лет назад помогали эвакуировать жителей Вологодской области».

Профессор Российского гидрометеорологического университета Валерий Малинин объяснил ситуацию коротко: за дамбой надо лучше следить.

«Конечно, сыграли роль несколько обстоятельств: и снега было много, и тепло наступило внезапно, так что скорость таяния оказалась непривычно высокой. Разумеется, проверять состояние дамбы надо было не во время паводка, а летом. Какова высота берега и как она отличается от прошлогодних показателей, все это видно невооруженным глазом», – резюмировал профессор.

Надежная дамба

Петербург многим обязан своей дамбе, а точнее, Комплексу защитных сооружений (КЗС), который состоит из 11 дамб и шести водопропускных сооружений. Его функция – защищать город не от паводка, а от нагонной волны, которая бьет из залива в Неву, отчего она, по сути, начинает течение вспять. При этом обычные паводковые наводнения в Петербурге возможны тоже, особенно там, где низкие грунтовые берега (вдоль проспекта Обуховской Обороны). Для предупреждения ЧП ледокол регулярно ломает ледовые зажоры, чтобы излишки воды более или менее равномерно распределялись по площади. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал начальник отдела информации Комплекса защитных сооружений Дмитрий Другачук.

«Морские штормы спрогнозировать сложнее, чем таяние снегов, – отметил Другачук. – Но у нас успешно с этим справляются. При строительстве нашей дамбы задействовали скальные морены: они предотвращают инфильтрацию. То есть вода не просачивается сквозь насыпь, как это случилось в Орске. При этом после каждой зимы геодезисты проходят пешком вдоль дамбы, все 25 километров, делают замеры, и если она где-то пострадала от ледовых нагрузок, составляется план работ. Тяжелая техника оперативно приезжает на откосы и все это поправляет. Есть реперные точки, на которых контролируется отклонение от осей. На поддержание дамбы в порядке тратится немало средств, но иначе нельзя».

Закрыть