Художественный руководитель Dance Open Екатерина Галанова: «Фестиваль как признание зрителю в любви»
С 9 по 19 апреля в Санкт-Петербурге на Основной сцене Александринского театра пройдут спектакли XXIII сезона Международного фестиваля балета. Чем удивят зрителей в этом году, «Петербургскому дневнику» рассказала художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова.
– Екатерина, это уже 23-й по счету фестиваль, который вы организуете. Каким было начало?
– Когда мы начинали этот фестиваль, то шли постепенно. Осваивали новые территории, внимательно смотрели, в каких театрах что происходит. Мы знакомились с фестивалями наших коллег, анализировали их репертуар, узнавали, в каком состоянии находится труппа. И это было, скорее, не сложно, а довольно интересно. То есть в каком-то смысле это был и наш процесс обучения.
Постепенно мы пришли к ситуации, когда можно было планировать фестиваль на пять лет вперед. Мы до такой степени оказались интегрированы в мировое танцевальное пространство, что уже знали, в какой труппе и что будет поставлено через три года, знали планы коллектива, о которых даже не было объявлено.
Это была очень увлекательная работа. С одной стороны, она давала нам возможность привозить постановки самого высокого уровня в исполнении лучших коллективов. С другой, мы все время были в диалоге с руководителями топовых театральных трупп. Иногда даже могли оказать влияние на формирование того или иного спектакля в репертуаре труппы. И это было еще более интересно и увлекательно.
– Теперь, когда фестиваль проводится уже много лет, делать его стало проще, или, наоборот, труднее?
– Конечно, раньше у нас ни одной мысли не возникало, как привезти к нам того или иного гостя – ни с точки зрения геополитической, ни логистической. Наша задача была просто найти самое лучшее и провести экспертизу.
Сегодня нам приходится тратить в десять раз больше усилий, чем раньше, чтобы порадовать нашу взыскательную и избалованную публику чем-то качественным. Поэтому если отвечать одной фразой, то, конечно, стало сложнее.
Тем не менее, сейчас мы пробуем снова выйти на тот же алгоритм долгосрочного планирования, когда вновь сможем строить наши планы на два-три года вперед. А также вести диалог о том репертуаре, которого на сегодняшний момент, может быть, даже нет в репертуаре театра, но который благодаря нашему интересу может там появиться.
– Есть ли какая-то постоянная константа, которая обязательно присутствует на всех фестивалях? И как каждый раз удается находить новые краски?
– Мне кажется, что самое главное – это привозить качественные спектакли и не допускать в этом вопросе никаких компромиссов.
Мы всегда стараемся делать нашу фестивальную программу максимально разнообразной. Для нас это очень важный момент. Каждый раз, и нынешний год не исключение, мы обязательно привозим классику и неоклассику.
Сейчас за это направление отвечает «Ярославна» – большой трехактный балет по мотивам древнерусского эпоса «Слова о полку Игореве» на музыку композитора Бориса Тищенко и в хореографии Алексея Мирошниченко. Его покажет Пермский театр оперы и балета.
Также хотела бы назвать весьма символичную «тройчатку» от «Урал Балета»: «Павильон Армиды», «Венгерские танцы» и «Sextus Propertius». На одной сцене встретятся творения трех важных для труппы хореографов: Максима Петрова, Антона Пимонова и Вячеслава Самодурова. Этот спектакль невозможно встретить в российском театральном календаре: балеты поставлены по заказу екатеринбургского театра, для одного из них написана новая музыка.
– Последние фестивали демонстрируют явный поворот на Восток. Не скажется ли это на качестве и не ждет ли зрителя разочарование?
– Сейчас время изменилось. Мы осваиваем новые территории. Анализируем те театры, до которых раньше у нас просто не доходили руки. Мир был другой. Если прежде мы ориентировались больше на Европу, то сегодня очень серьезно мониторим, и будем это делать дальше, и Китай, и Иран, и страны Латинской Америки. И должна вам сказать, что там мы нашли очень много нового и интересного.
В частности, зрители увидят современный спектакль Театра современного танца Гуандуна. Первая в Китае профессиональная труппа, специализирующаяся на стиле модерн, покажет свою версию современного китайского балета – постановку «宿/Круг небесный».
Театр танца Вуяни из ЮАР представит спектакль «Сион: реквием по Болеро Равеля». Впервые в России балетная труппа и хор в полном составе создадут на сцене Александринского театра танцевальный реквием.
Национальная тематика найдет продолжение в шоу «Танго после заката», пьянящем сочетании эротики и атлетизма, окрашенном сине-золотым светом ночи в Буэнос-Айресе. По мнению критиков, это лучшее представление танго на сегодняшний день.
– О фестивале знают или по крайней мере слышали все. А вот о вас, его основателе, – немногие. Расскажите о себе: трудно ли быть продолжателем знаменитой династии?
– Да, мой дедушка был директором кукольного театра. Папа – театроведом, руководителем кафедры театроведения и создателем кафедры менеджмента, сейчас это называется продюсированием. Первая такая кафедра была основана в Санкт-Петербурге, в нашем театральном институте. Потом они появились в вузах по всей России. Мама была экономистом театрального дела. Она долгое время работала в Мариинском театре, до этого в Филармонии и БКЗ «Октябрьский». Поэтому, с тех пор как я родилась (хотя это звучит громко и клишированно), я не помню свою жизнь без театра. Это мое детство, моя реальность.
Как только я стала себя ощущать, меня сразу отвели в театр. И я совершенно не представляю, что моя жизнь могла бы сложиться как-то по-другому. Я всегда понимала, что буду что-то делать в театре – танцевать, создавать, организовывать какие-то мероприятия. Для меня это все так же логично, как дышать. Поэтому не могу сказать, тяжело или нет делать фестиваль. Вот дышать – не тяжело. И делать то, что я делаю, мне тоже не тяжело.
– Публика хорошо знает фестиваль, ждет его с особым нетерпением. На ваш взгляд, в чем причина успеха?
– Искусство не может существовать в каком-то замкнутом пространстве. Нужно взаимопроникновение, смешение, обмен. Если говорить о танце в самом широком его проявлении, во всех стилях, видах и жанрах, то в замкнутом пространстве он просто умирает. Театры, в которые не привносится ничего нового, находятся в неудовлетворительном состоянии, превращаются в музеи, где идут бесконечные «Лебединые озера».
Поэтому очень важно быть все время в поиске. В этом смысле я хотела бы назвать потрясающий «Урал Балет». Сегодня это, может быть, одна из лучших российских трупп, которая в режиме нон-стоп постоянно и с большим успехом экспериментирует, привлекает в большом количестве современных молодых и опытных хореографов, выпускает интереснейшие премьеры и делает что-то самобытное. Причем на новую музыку, которую композиторы пишут специально для этих балетов.
Это оригинальные во всех смыслах постановки. Поэтому мне кажется, что гастроли «Урал Балета» – это всегда мегаожидаемая история для Петербурга. Это такая невозможно молодая, яростная, передовая и совершенно не боящаяся никаких экспериментов и рисков труппа, которая на очень высоком уровне все это танцует, постоянно развивается и растет.
Что касается Востока и Латинской Америки, это огромное пространство с невозможно большим количеством различных коллективов, очень любопытных и интересных. Мы сейчас только в начале пути, на первом этапе исследования этих новых территорий. И хотя это занимает огромное количество времени, намного больше, чем раньше, нам это безумно интересно. Там есть множество потрясающих талантливых работ, и всегда можно найти что-то стоящее и действительно достойное Санкт-Петербурга.
– Заключительным аккордом фестиваля всегда бывает гала, которого зрители ждут с особым нетерпением. Чем удивите на этот раз?
– Да, завершится фестивальная программа 19 апреля грандиозным гала, программу которого я готовлю сама и с особым пристрастием. На один день сцена Александринского театра станет центром балетного притяжения: самые виртуозные танцовщики планеты, представляющие ведущие мировые танцевальные площадки, съедутся в Северную столицу, чтобы показать лучшее, что можно создать на языке танца. В программу заключительного вечера по традиции войдут фрагменты признанных шедевров и новейшие эксперименты в исполнении ведущих солистов балетных трупп. Я всегда говорила и повторю, что гала Dance Open – это наше признание зрителю в любви.