В НИИ скорой помощи сделали важный шаг к созданию нового нацпроекта о первой помощи
Несколько десятков молодых людей – от семиклассников до журналистов – учились проводить сердечно-легочную реанимацию, осваивали прием Геймлиха и пытались правильно перевернуть «бездыханное тело». В роли «тел» выступали как манекены, так и сами участники и инструкторы по первой помощи.
В качестве помощников инструкторов в мастер-классе выступили ученики 5–7-х классов трех петербургских школ, которые уже прошли полный курс обучения первой помощи, студенты и инструкторы Санкт-Петербургского учебного центра медицины ЧС и безопасности жизнедеятельности.
Пять золотых минут
«Далеко не все имеют мотивацию оказать первую помощь и тем более имеют навыки ее оказания. Это важный вопрос консолидации общества, государственной политики и образования. К сожалению, мы десятилетиями этим совсем не занимались, и сейчас приходится наверстывать упущенное за последние 30 лет», – рассказал заместитель главного врача НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе по направлению «Первая помощь» Андрей Махновский.
Между тем освоить всего три основных навыка первой помощи жизненно необходимо. Именно от этих первых пяти минут зависит, выживет человек или нет. Количество случаев потенциально предотвратимой смерти вследствие неоказания первой помощи пострадавшим до прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи может составлять до 100 случаев на 100 тысяч населения в год. Ежегодно около 200 детей погибают на уроках физкультуры из-за того, что педагог не смог или испугался проделать несколько несложных манипуляций.
Между тем в большинстве стран навыкам первой помощи начинают обучать буквально с детского сада.
Три приема, спасающих жизнь
Необходимо первым делом оценить обстановку вокруг пострадавшего и состояние пострадавшего, наличие у него сознания и дыхания. При наличии сильного наружного кровотечения – оказать прямое давление на рану, наложить давящую повязку, кровоостанавливающий жгут. Если человек без сознания, но дышит, необходимо правильно повернуть на бок. Ключевое слово «правильно», иначе можно нанести пострадавшему дополнительную травму. Если гражданин без сознания – провести сердечно-легочную реанимацию.
На мастер-классе присутствовал ученик 7-го кадетского класса школы №340 Невского района Трофим Богдан, о котором ранее писал «Петербургский дневник».
Этот мальчик благодаря навыкам первой помощи спас жизнь своей маме, которая подавилась и начала задыхаться. Приему Геймлиха на мастер-классе, конечно же, тоже обучали. Оказывается, очень важно еще правильно вызывать скорую помощь. Важно сообщить, что человек без сознания, но вы начали его реанимировать. Тогда медики приедут максимально быстро. Почему люди боятся оказывать первую помощь? Некоторые боятся ответственности, боятся что-то повредить, усугубить ситуацию.
«Действительно, нельзя превышать пределы первой помощи без крайней необходимости. В интернете можно увидеть ролики, как доморощенные «инструкторы» учат делать трахеостомию, показывают приемы проникновения в тело человека при отсутствии специальных навыков. Превышать пределы действительно нельзя, но нельзя и проходить мимо. Нельзя не оказывать первую помощь. Законодательством оговорено, что причинение вреда здоровью или неудачная реанимация не являются преступлением, если они проведены в условиях крайней необходимости», – отмечают медики.
Первые шаги к первой помощи
Мастер-класс по первой помощи в НИИ имени Джанелидзе был организован по инициативе Комитета по здравоохранению. В настоящий момент в Петербурге проводятся мероприятия по исполнению поручения президента Владимира Путина о необходимости обучения широких масс населения навыкам первой помощи. Министром просвещения Сергеем Кравцовым получено задание провести аудит основных мероприятий по первой помощи в регионах.
В срок до 1 июля 2024 года Минпросвещения России совместно с Минздравом России необходимо оценить достаточность изучения вопросов, связанных с оказанием первой помощи, в рамках освоения основных общеобразовательных программ и при необходимости внести изменения в федеральные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и иную учебно-методическую документацию. Андрей Махновский и другие инициаторы развития первой помощи в стране считают это первой победой.
«То, о чем мы в Петербурге настойчиво говорили на протяжении последних лет, было услышано. Наша концепция обучению первой помощи, по сути, аналог будущего одноименного нацпроекта. Дело в том, что в нашей госстатистике относительно смертности населения отсутствует такой показатель, как смерть от предотвратимых причин. Значит, его надо сделать, а чтобы его понизить, нужны знания. Надо начинать с воспитания, с популяризации этого направления. И наша задача – вовлечь как можно больше слоев населения в вопросы оказания первой помощи. Государство со своей стороны сделало все, чтобы увеличить продолжительность жизни: скорая помощь доезжает меньше чем за 20 минут, передовые стационары успешно решают проблему «золотого часа». Остается решить вопрос «золотых пяти минут». В системе образования должны нас услышать», – убежден Андрей Махновский.