Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Петербургские ученые разработали новую методику обследования камней Триумфальной арки в сирийской Пальмире

Сегодня ее представили специалистам, в том числе из Сирии, на заседании Ученого совета
Фото: Центр спасательной археологии ИИМК РАН

Новая методика касается обследования внутренней структуры камней Триумфальной арки сирийской Пальмиры. Об этом сегодня на заседании Ученого совета Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) рассказала руководитель проекта реставрации Триумфальной арки, директор Центра спасательной археологии ИИМК РАН, археолог Наталья Соловьева.

Напомним, что разработанный ранее проект реставрации арки уже получил высокую оценку специалистов ЮНЕСКО и Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест.

Фото: Центр спасательной археологии ИИМК РАН

Ждать распоряжения

По словам Натальи Соловьевой, основные разработки проекта реставрации эксперты ЮНЕСКО рекомендовали реставраторам из разных уголков мира как образец, который можно использовать при реставрации аналогичных памятников истории и культуры.

«Триумфальная арка Пальмиры возведена из мраморизованного известняка. Ее камни подвергались временным разрушениям, их реставрировали. В процессе работы с ними мы с коллегами поняли, что нам недостаточно только визуального обследования камней. Мы решили, что нам нужна методика обследования внутренней структуры блоков. Это непростая работа. В мировой и российской практике такой методики до сегодняшнего дня не было», – рассказала Наталья Соловьева.

По словам археолога, для ее разработки пригласили специалистов, которые занимаются обследованием внутренних структур современных мостов и других крупных сооружений, используя георадиолокацию и акустические методы. Таким образом, специалисты адаптировали современный метод, который используется в строительстве, для работы с историческими блоками.

Другими словами, ученые сделают ультразвуковое исследование, используя георадиолокацию и акустические методы, каждого камня арки, затем сопоставят результат с ранее проведенным визуальным исследованием камней и выдадут «диагноз».

«Наша задача – определить, в каком состоянии камни, нуждаются ли они в лечении или они не подлежат реставрации и восстановлению. Сейчас у нас определены блоки, которые снаружи выглядят весьма хорошо, а вот их внутренняя структура нарушена из-за антропогенных воздействий. Кроме того, они пережили землетрясение и взрыв террористов в 2015 году. Такие блоки могут быть уже непригодны для воссоздания арки либо будут нуждаться в докомпоновке или применении метода инъектирования. Такие моменты и должно прояснить инструментальное исследование», – сказала Наталья Соловьева.

По ее словам, к работе по новой методике археологи готовы приступить буквально с завтрашнего дня, но сначала нужно дождаться распоряжения правительства России о начале проведения таких работ.

Фото: Центр спасательной археологии ИИМК РАН

78 процентов можно использовать

В визуальном исследовании камней арки вместе с археологами принимали участие ученые-геологи из Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета.

«Камни из мраморизованного известняка с достоинством пережили антропогенное воздействие и террористическую атаку в 2015 году. По нашим подсчетам, в результате визуального осмотра порядка 78 процентов каменных блоков можно использовать для восстановления арки. Еще ориентировочно 11 процентов блоков можно отреставрировать, применив метод инъектирования. Оставшийся процент камней не рекомендуется к повторному использованию», – рассказывает профессор кафедры геохимии, доктор геолого-минералогических наук Института наук о Земле СПбГУ Елена Панова.

По словам архитектора Максима Атаянца, который также принимает участие в проекте реставрации сирийской арки и работе с материалом, как правило, архитекторы, строители и инженеры работают с памятниками, которые оказались под воздействием антропогенных факторов. В случае с аркой Пальмиры эксперты столкнулись с последствиями «злодейского».


Уникальный объект

По словам генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, археологи и реставраторы проводят работы в непростых условиях.

«Сегодня Сирия продолжает находиться под обстрелами и взрывами. Несмотря на такие непростые условия, продолжается кропотливая работа с памятником архитектуры. Я не люблю отвечать на вопрос о сроках проведения реставрационных работ на любых объектах. Мы имеем дело с уникальным памятником культуры, уже получаем новую информацию о состоянии камня, поэтому, как только появится возможность, начнем реставрацию арки», – сказал Михаил Пиотровский.

Выдающийся эксперт ЮНЕСКО в области сохранения мирового культурного наследия, заместитель руководителя ЮНЕСКО Франческо Бандарин поблагодарил всех за встречу и внимание к этой важной теме.

«Все это, конечно, очень технично, и я выслушал все предложения. Мы постоянно обсуждаем этот проект, так что я информирован. И я поддерживаю то, что сказали другие по поводу того, что нам нужен план по конкретной реализации. Я осознаю все сложности и не хочу давить, но думаю, что было бы неплохо и для нас, и для мира, если бы вы сказали «ок, у нас есть план реализации проекта, и он займет 2-3 года», просто чтобы люди знали, чтобы сообщество археологов и архитекторов и всех, кому интересно, не оставались в неведении и не говорили, что они не знают, что происходит. Даже простой план обозначит, например, что мы начнем в 2024 году и закончим к 2026-му», – отметил он.

Бандарин также поблагодарил петербургских ученых, отметив, что если бы не они, ничего бы не сдвинулось с мертвой точки.

«Вы провели высококлассную научную работу и показали, что реконструкция сильно поврежденного памятника вообще возможна, и это хороший пример для всех остальных», – заключил он.