Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Исполнительный директор НПП «Радар ммс» Иван Анцев: «Кратный рост рынка и сотни новых сфер применения»

Руководитель компании – ведущего петербургского производителя беспилотных систем – об Арктике, Антарктике, разведке, доставке, науке и киберспорте
Фото: предоставлено «Радар ммс»

Ровно год назад президент России Владимир Путин поставил задачу для нового национального проекта «Беспилотные авиационные системы» – использовать весь технологический потенциал перспективной индустрии для укрепления безопасности страны, для роста эффективности отечественной экономики, для повышения качества жизни людей. Иван Анцев, исполнительный директор НПП «Радар ммс», входящего в состав Научно-производственного арктического кластера Санкт-Петербурга, рассказал «Петербургскому дневнику», как выполняется поручение главы государства, какие задачи способны сегодня выполнять российские беспилотники и что ждет сферу беспилотных систем в ближайшем будущем.

– Какие системы сегодня производит НПП «Радар ммс» и на какие задачи они рассчитаны?

– В нашей линейке есть и тяжелое многоцелевое беспилотное воздушное судно вертолетного типа ВТ-440, способное брать нагрузку до 100 кг и совершать полеты дальностью до 600 км, и универсальный беспилотник ВТ-45 с массой нагрузки 10 кг и дальностью полета до 60 км. Производим и малый электрический беспилотник ВТ-30Е. Он может брать нагрузку до 7 кг, имеет дальность полета до 80 км и может находиться в воздухе до 2 часов, что выгодно отличает его от того же привычного квадрокоптера, дальность полета которого обычно не превышает 40 минут.

ВТ-30Е, например, способен выполнять различные задачи, в частности, мониторинговые, буквально в режиме «24 на 7» при применении его в совокупности с дрон-портом, откуда он взлетает с полетным заданием, куда прилетает после его выполнения и где заряжается – и всё это без прямого участия оператора.

Фото: предоставлено «Радар ммс»

– Где сегодня используется подобная техника?

– Одни из самых распространенных сфер применения наших беспилотников – аэрологистика и геофизические исследования. Если говорить о первом направлении, то еще с 2014 года совместно с крупной российской нефтегазодобывающей компанией мы отрабатываем технологию беспилотной доставки грузов на промышленные объекты в Арктике, например, в Ямало-Ненецком автономном округе. Замечу, это впервые в отрасли! Кроме того, авиасистемы «Радар ммс» также первыми осуществили беспилотную инкассацию денежных средств.

Наш тяжелый БВС ВТ-440 выполняет регулярные рейсы по доставке грузов на Восточно-Мессояхское месторождение в интересах нефтегазодобывающих компаний. В конце 2023 года мы совершали демонстрационные полеты в Салехарде с целью проработки новых маршрутов доставки по Арктике.

К слову, в конце 2023 года команда «Радар ммс» с тяжелым БВС ВТ-440 заняла первое место в технологическом конкурсе UP Great «Аэрологистика», который проводится в рамках Национальной технологической инициативы, став единственной в России компанией, сумевшей выполнить все требования конкурсного задания.
Если говорить о направлении геофизических исследований с применением беспилотных авиасистем, то и здесь нами накоплен внушительный опыт: мы регулярно в интересах различных заказчиков проводим магниторазведку, малоглубинную электроразведку и гравиразведку. В скором времени планируем дополнить наш портфель услуг и таким направлением, как гамма-спектрометрия.

Одним из последних наших достижений в этой области стало проведение аэромагнитной съемки в Антарктиде в начале 2024 года с использованием магнитометрического комплекса собственного производства – подобные работы в Антарктиде российскими специалистами также проводились впервые.
Если же мы говорим о более широком применении беспилотников, то наиболее развитые сегменты в гражданском секторе – дистанционное зондирование планеты, например, различные виды мониторинга и картографии. Использование в сельском хозяйстве, поисково-спасательных операциях и тушении лесных пожаров.


Фото: предоставлено «Радар ммс»

– НПП «Радар ммс» является участником программы экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем, в том числе на территории некоторых арктических регионов России. Какие преимущества вам дает участие в этой программе?

– Да, мы участвуем в программе экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиасистем в таких регионах, как Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа, Камчатский край и Томская область. Этот режим необходим, прежде всего, для введения специального нормативного регулирования по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем с максимальной взлетной массой более 30 кг, а также тестирования новых технологий в реальных условиях, но с соблюдением максимальной безопасности в удаленных регионах, не насыщенных населенными пунктами и инфраструктурными объектами.

Программа позволяет сделать проще и доступнее с финансовой точки зрения допуск к эксплуатации воздушного судна. Одновременно с этим повышенное внимание уделяется профессиональной подготовке внешних пилотов и их медицинскому освидетельствованию.

Кстати, именно в арктическом регионе – Ямало-Ненецком автономном округе – наш тяжелый беспилотник ВТ-440 первым в стране был официально допущен к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима и первым совершил коммерческую перевозку грузов.

– Если говорить о перспективах, каким видится ближайшее будущее отрасли беспилотной авиации в России?

– Сегодня к отрасли беспилотных авиационных систем приковано максимальное внимание со стороны государства: создан национальный проект по развитию беспилотных авиасистем, в котором четко сформулированы цели, задачи и механизмы. Также активно работает правительственная комиссия. Россия не просто развивает это направление – мы создаем новую отрасль экономики, поэтому в ближайшее время будем наблюдать колоссальный рост в области применения беспилотных технологий для нужд гражданской авиации.

Однако, несмотря на все более и более активное применение беспилотников в различных областях, нужно признать, что сегодня мы находимся лишь в начале пути. Необходимо накопить не одну тысячу часов налета и в достаточной степени развить новые технологии для интеграции беспилотников в общее воздушное пространство, чтобы говорить о дальнейшем развитии.

Это касается и увеличения числа возможных маршрутов, и повышения автономности беспилотных систем, и корректировки нормативно-правовой базы, и многого другого. При системном подходе и взаимном интересе государства и разработчиков-производителей нам хватит и технологического, и технического, и материального заделов. Не приходится сомневаться, что после устранения основных ограничений отрасли нас ожидает кратный рост рынка и сотни новых применений беспилотных авиационных систем.

К примеру, в некоторых странах беспилотники уже используются страховыми компаниями для оперативного вылета на места происшествий, чтобы оценить предварительный ущерб. В лесовосстановительных работах для доставки саженцев. А в Китае, например, уже функционирует первое в мире беспилотное аэротакси. Ну и, конечно, возрастет роль в сфере развлечений: уже сегодня гонки на дронах – популярный вид киберспорта, который будет развиваться и дальше.