Игорь Ларин: «Пушкин очень естественно вошел в мою жизнь»
«Петербургский дневник» и Писательская академия Антона Чижа этой осенью вновь запустили полюбившийся многим проект «Детектив по пятницам». Рассказы талантливых авторов озвучили не менее талантливые актеры. Игорь Ларин – режиссёр, актер и художник, лауреат всероссийских и международных театральных фестивалей, обладатель «Золотой Пушкинской медали» и диплома Российского фонда культуры – рассказал о проектах театра «Монплезир», любви к Пушкину и вдохновляющих местах в Петербурге.
– Вы художественный руководитель театра «Монплезир». Как он появился?
– Театр «Монплезир» появился в 1989 году, когда, поработав в государственном театре и во многих театрах-студиях, я почувствовал кризис, совершенный тупик в профессии и тогда решил сделать свой первый моноспектакль, всё поставить на карту, а также одновременно поставить спектакль «Вишнёвый сад» с актёрами театра «Особняк», и эти два спектакля рождались одновременно. Касаемо театра «Монплезир», это был спектакль «Мой первый друг» по воспоминаниям Пущина и стихам Пушкина. Я очень переживал, волновался, просил разных людей, режиссёров мне помочь. Кто-то отказывался, кто-то помогал немного и уходил. В общем, это работа рождалась тяжело, но когда я показал этот спектакль, то сразу имел большой успех, я тогда стал героем всех фестивалей 90-х годов, меня сразу узнала вся театральная Россия. Это окрылило, и именно тогда возник мой театр, который называется «Монплезир», в переводе с французского «Моё удовольствие». Он существовал практически всегда в параллель с моей режиссёрской работой в различных театрах страны.
Это такая отдушина, удовольствие, спектакли, рождённые для души, абсолютно искренний и душевный театр.
– В основу репертуара театра легли ваши моноспектакли? Многие из них либо по произведениям Пушкина, либо посвящены ему самому, откуда такая любовь к классику?
– Я родился и вырос недалеко от Летнего сада, в атмосфере 19-го века, и чувствовал себя немного старомодным человеком. Современные модные веяния меня миновали, возможно, отчасти, потому что я много занимался спортом. Но Пушкин очень естественно вошёл в мою жизнь с самого детства, я сразу же ощутил его своим современником, другом, возможно, поэтому у меня никогда не было коленопреклонения к нему, как к бронзовому памятнику, чем грешат многие пушкинисты. Я всегда отношусь к нему как к живому человеку и к своему современнику. Практически каждый год я делал что-то по Пушкину. Эти работы меня всегда вдохновляли, держали на плаву, спасали от депрессии. Пушкин – это как лекарство. Это потрясающее лекарство для многих поколений русских людей.
– В год 225-летия зрителей ждут особые проекты?
– Мы стали победителями грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив и в данный момент реализуем замечательный проект, который называется «Прогулки с Пушкиным». В него входят мастер-классы по актёрскому мастерству с подопечными МООИ «Родничок надежды», молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья, результатом которых будут показы музыкально-поэтического спектакля по стихам А. С. Пушкина. Спектакль будет проходить не только на сцене театра «Монплезир», но и на открытых площадках нашего города. Также в этот проект входят показы пушкинских спектаклей театра «Монплезир», проходящие для наших благополучателей, подопечных различных социальных фондов: «Защитники Отечества», «Прилив», «Счастье – много деток», «Долго и счастливо», приют «Транзит». В рамках данного проекта мы выпустили две пушкинские премьеры: «Смотритель» и «Пиковая дама». Это очень интересный социальный проект, посвящённый Пушкину.
– Любопытной кажется постановка «Буратино. Большая жизнь» – сказка для взрослых по повести А. Толстого. Спектакль посвящён всенародно любимому киноартисту 30-40-х годов Петру Алейникову, снявшемуся в фильмах «Трактористы», «Семеро смелых», «Большая жизнь». Как смешались сюжет Толстого и жизнь Алейникова?
– Я очень люблю Петра Алейникова, мне кажется, что он самый обаятельный актёр советского времени. Так, как любили Петра Алейникова, не любили никого. Он обладал природным обаянием и имел, конечно, очень несчастную судьбу. Он был таким антигероем, хулиганом, пьяницей, который в советских фильмах всегда вставал на правильный путь.
И «Буратино» А. Толстого – это тоже советская сказка 30-х годов. У меня любовь к потрясающим советским песням 30-х-40-х годов. В них есть надежда, свет, они остались в истории как миф о счастливой жизни, о счастливом будущем в довоенной и послевоенной стране. Это было необходимо людям. Этот спектакль – синтез песен 30-х-40-х годов и замечательной сказки А. Толстого. Спектакль долго рождался, обдумывался, как и все мои моноспектакли. А вот репетировался недолго. Я сразу показал его публике, он очень понравился зрителям. Первые зрители этого спектакля были очень серьезными театральными людьми, это были критики, театроведы. Круг замечательных людей, которые работали тогда в театральном музее. Я там много играл спектаклей, и все премьеры проходили там, для этих зрителей, от них я получал первые рецензии, первые отзывы.
– «Монплезир» реализует уникальный театральный проект «Путь Раскольникова». Расскажите о нем.
– Как только мы получили помещение на Большой Подьяческой, 14, сразу возникла мысль сделать что-то, принадлежащее этому месту. А эти места – как раз места Достоевского. Вокруг нас все исторические точки романа «Преступление и наказание». Я делал как-то этот роман, любил его очень, и тут сразу пришла идея сделать такой интересный проект, совмещённый с экскурсией. Поэтому мы собираемся на Сенной площади и проводим людей по местам Раскольникова. Это Сенная площадь, Сенной мост, Столярный переулок, квартира Раскольникова на Гражданской улице и потом весь его путь до квартиры старухи-процентщицы. И всё это сопровождается интересными актёрскими сценами на улице в любую погоду; их приводит экскурсовод. У нас профессиональный экскурсовод, тоже очень театральный человек, она приводит зрителей в театр, где происходит продолжение, то есть история после убийства старухи, продолжение романа. Спектакль большой, многофигурный, в нём занято 10 артистов. Практически все персонажи главные. Общая продолжительность – 2 часа 45 минут. Основная канва спектакля – допрос Порфирия и Раскольникова, и все сцены как бы нанизываются на этот допрос. В общем, путешествие по роману и в театральном зале, и на улице создаёт очень интересное глубокое впечатление соприкосновения с романом.
– В этом году мы отмечаем 80-летие полного освобождения Ленинграда от блокады. В вашем театре идет уникальный спектакль «Ленинградская симфония», основанный на воспоминаниях вашей матери, семейных архивах. Как он появился?
– Я всегда, с детства, поскольку мама и бабушка пережили блокаду, видел блокадников, которые приходили к нам домой. Я ощущал этих людей, и мама рассказывала, конечно, не очень много в детстве, но что-то рассказывала, потому что для меня это было интересно.
Но когда она уже стала совсем пожилым человеком, я просто попросил её и записал огромный разговор о тех временах блокады. Она ведь училась в первом классе, и все события, которые были тогда в школе, вокруг неё, в доме, так врезались в память, что она всё помнила до мелочей. Это такие потрясающие, страшные истории. О том, как её чуть не съели, украли, заманив куклой, и она чудом вылезла из окна и убежала, как умирала бабушка, её мама, и её уже отправила к родственникам. Она рассказывала об этом спокойно. И я задумал сделать спектакль по её воспоминаниям. Он очень сложно рождался, потому что документальная ткань, воспоминания живого человека, в общем-то, не приспособлены к театру. И я пробовал много вариантов этого спектакля. Сюжет в том, что мама, будучи в первом классе, только научилась писать и она писала папе письма на фронт. Практически весь спектакль идёт на ее воспоминаниях. А еще там очень много стихов и прозы Ольги Берггольц. Есть стихи Анны Ахматовой, звучат фрагменты из Ленинградской симфонии Шостаковича. Очень много хроники о блокаде Ленинграда, известной и неизвестной.
– Как появился в спектакле образ Пьеро?
– Я придумывал какие-то разные образы, Пьеро, который рассказывает об этом, я придумывал разные ходы, и он сложно рождался. Сейчас у нас есть окончательный вариант, где существует кукла, которую я во время спектакля собираю по частям. Потому что там речь идёт о кукле как раз, которую ей подарили. Эта кукла – это маленькая девочка, которая оживает, и я, персонаж. Это папа в военной форме, который играет с этой куклой, оживляет её.
– Вы – преподаватель актерского мастерства в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Какие они, нынешние студенты?
– Студенты совсем разные. Я преподаю актёрское мастерство на кафедре режиссуры.
Кафедра замечательная. Изумительные педагоги, с огромным опытом работы в музыкальном театре. Очень любимые мной люди. Все студенты разных возрастов поступают на режиссуру.
Это не молодёжь, которая поступает на актёрское отделение, в основном в театральный институт. А это люди с разным бэкграундом, с разным опытом работы. И поэтому каждому требуется индивидуальный подход. У кого-то есть опыт, у кого-то нет, но, в общем, все молодые люди интересны по-своему Они все дышат надеждой, они хотят покорить этот мир.
Они очень энергичные. Они хотят многое впитать, и это, в принципе, такое свойство всех студентов. Они, конечно, педагогам в каком-то смысле дают энергию, будят фантазию, и происходит какой-то обмен энергиями. В этом – смысл любой преподавательской работы.
– Наш проект «Детектив по пятницам» литературный, поэтому не могу не спросить: сами вы любите читать и хватает ли времени на чтение? Какие книги любите читать? Что из последнего вдохновило, восхитило, заставило задуматься?
– Я всю жизнь работал руководителем разных театров. Последние 10 лет руководил ТЮЗом в Ярославле. Одновременно я работал главным режиссёром театра на Литейном, руководил театрами в Карелии и на Урале, в Магнитогорске. Моя читательская жизнь в основном связана с драматургией, которую надо было выбирать и вокруг которой надо было изучать много материалов. Допустим, ставлю я «Горе от ума» или «Капитанскую дочку».
Я, естественно, перелопачиваю всю литературу вокруг этой пьесы. А поскольку я в основном ставил классику, то погружался в литературу о ней. И это, конечно, было очень интересно.
А на беллетристику, на какое-то бульварное чтиво, времени, конечно, нет. Всё моё внимание уходит на театральную жизнь, на театральные работы.
– Есть ли в Петербурге места, которые вдохновляют, заряжают творческой энергией?
– Поскольку я жил и вырос около Летнего сада, то вообще весь центр города, вся застройка центра города по-своему вдохновляет, потому что она мало чем изменилась. Мы живём в старинной архитектуре. Мы живём в атмосфере 19-го века, от 18-го века осталось немного в городе. В основном Петербург – это архитектура 19-го века, как раз Петербург Достоевского, доходные дома, которые так ругал писатель, потому что они выстроены по всем каналам и напоминают итальянские палаццо. Он тогда очень бранил архитектуру, которая сейчас нас вдохновляет и создаёт незабываемую атмосферу города. Это Петропавловская крепость, Марсово поле, Летний сад, Михайловский сад, центр города, набережная Фонтанки.
Эти пушкинские места, конечно, безумно вдохновляют, и прогулка по ним даёт силы и энергию, которая заряжает тебя надолго.