Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Советник генерального директора «Пассажиравтотранса» Сергей Маевский рассказал, как в Петербурге приживались газовые автобусы

В городе они появились 10 лет назад
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Десять лет назад в Петербурге появились первые газовые автобусы. Итоги первого «газового десятилетия» в беседе с «Петербургским дневником» подвел советник генерального директора СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Сергей Маевский.

– Сергей Васильевич, «Пассажиравтотранс» был первым предприятием, запустившим на линию газовые автобусы?

– Да, мы сделали это еще в начале 1980-х. Тогда были автобусы ЛиАЗ-677МГ, которые работали на пропане. Затем появились «Икарусы-260», работавшие по газодизельному циклу, но их было всего три единицы. На этом эксперимент 1985-1988 годов закончился.

Кстати, тогда действовало постановление правительства: стоимость газа не должна превышать 50 процентов стоимости бензина. Одновременно в таксопарках появились «Волги» ГАЗ-2417, которые работали на газе.

– А потом эксперимент свернули?

– В 2000-х годах мы начали подконтрольную эксплуатацию ЛиАЗа-5256 уже на метане. Дело в том, что его использование намного безопаснее, так как метан легче воздуха. Поэтому, когда началась новая эра газовых автобусов, вариант с пропаном мы не рассматривали. В 2005-2006 годах в Автобусном парке №7 прошла пробная эксплуатация газовых автобусов, а выбрали его потому, что единственная в городе газовая заправка находилась неподалеку – на Пулковском шоссе.

«Неподалеку», конечно, понятие относительное: рейс туда-обратно из парка составлял 10 километров. Если учесть, что средняя скорость движения пассажирского автобуса – 14-16 километров в час, можете представить, сколько времени уходило на путь туда, обратно и на саму заправку, которая тоже небыстрый процесс.

А в 2010 году президент объявил о необходимости перевода на газ общественного транспорта и коммунальной техники.

– И наконец-то появилась газовая заправка сразу за воротами автопарка?

– Мы начали с обучения. Заправка, обслуживание и эксплуатация газовых автобусов идет не совсем так, как у дизельных. Обучили водителей, слесарей, механиков и инженерно-технических работников. Все мы, в том числе и я, сдавали экзамены в Ростехнадзоре.

После обучения необходимо было оснастить сам парк. В первую очередь – установить течеискатели. И при выезде все машины проверялись на безопасность их эксплуатации. Существует прибор, который сразу показывает, есть ли в пробе воздуха метан. Потом мы оснастили ремонтную зону датчиками довзрывной концентрации метана, поставили дополнительную систему пожаротушения, вентиляции, аварийного открывания ворот. То же самое сделали на мойке: увеличили в пять раз мощность вентиляции.

Параллельно заказали проект реконструкции производственного корпуса и начали техническое перевооружение.

– А сами автобусы?

– Одновременно с подготовительными работами провели конкурс на поставку 45 газовых машин ЛиАЗ: 30 автобусов большого класса и 15 сочлененных. Мы получили их в декабре 2013 года, установили дополнительное бортовое оборудование, провели первое обслуживание. В начале 2014-го они вышли на линию. Мы специально решили определить их на 39-й маршрут, в Пулково, чтобы гостей города встречать на новой технике. И на 13-й, в Авиагородок.

– Сколько сейчас расходуется газа?

– В 2014 году потребили миллион кубов газа, а в 2023-м – почти 10 миллионов. Разумеется, закупали автобусы, изначально оборудованные для использования газового топлива, а не переделанные под него. Мы не можем рисковать жизнями водителей и пассажиров. Сейчас предприятие эксплуатирует 156 «Волгабасов», 114 ЛиАЗов, 21 НефАЗ и три MAN.

– Пассажиры заметили перемену?

– Нет. В отличие от 1980-х годов, когда запах пропана все-таки ощущался. Вернее, сам газ – без запаха, но в него добавляют одорант меркаптан с раздражающим действием. В новых автобусах утечек нет, значит, нет и запаха. И мы заметили, что газовые автобусы заводятся зимой легче, чем дизельные. Главное же – у дизельного автобуса, когда его прогревают, из трубы идет черный выхлоп. У газового – только струйка пара.

Да вы сами посмотрите на заднюю панель кузова, сравните – и все поймете. Дизтопливо выбрасывает в атмосферу немало токсинов: сажу, угарный газ, оксид азота, бензопирен. Пропан – все то же самое, но в меньших количествах. А метан – только оксид азота и в два раза меньше, чем бензин.

– Чем отличается газобус на сжиженном природном газе от газобуса на газе компримированном?

– Это один и тот же газ – метан, только разное агрегатное состояние, но машина на сжиженном газовом топливе должна иметь еще и криогенный бак – термос, который будет поддерживать в баллоне постоянную отрицательную температуру. А компримированный газ – это газ, закачанный под большим давлением. Таких машин у нас большинство.

– Сколько автобус может проехать на одной заправке?

– Зависит от маршрута, но рекорд был 450 километров. Средний пробег за сутки – 170 километров.

Соответственно, в городе нет таких маршрутов, даже в Курортном районе, где нельзя было бы использовать газовые автобусы. Разумеется, автобусы мы все равно заправляем каждый день, чтобы на линию они выходили с полными баллонами.

– Из каких городов к вам уже приезжали для обмена опытом?

– С Урала и из Волгограда. Во Владимире, например, специалистам пришлось проводить сепарацию и очищать газ от водяных примесей. А мы учли их опыт.

– А жара для газовых автобусов не опасна? Зиму с температурой минус 35 пережили. А если летом будет плюс 35? В наших северных краях может быть и такое. Газ станет расширяться и...

– Баллон рассчитан на закачку газа под давлением 240 атмосфер. А максимальное давление, которое он выдерживает на испытаниях, – 720. Такое давление на заправке – автомобильной газонаполнительной компрессорной станции – не сможет обеспечить ни один компрессор.

– Какой транспорт может эксплуатироваться дольше: газовый или дизельный?

– Сроки примерно одинаковые, потому что определяющим является состояние кузова: насколько он защищен от коррозии. А тут все будет зависеть от технологии изготовления и зимних реагентов.

Обновление транспорта в Петербурге
950 вагонов метро закупают для Петербургского метрополитена.
500 автобусов большого и особо большого класса получит город в 2024 году.
161 трамвайный вагон был поставлен в Петербург в прошлом году.
100 электробусов планируется закупить до конца нынешнего года.