Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Петербургский краевед Ильмари Лахти инициировал восстановление могилы русского ученого и лингвиста Александра Востокова

В этом году со дня смерти основателя славянской филологии исполняется 160 лет
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Александр Востоков заложил основы изучения русского и других славянских языков. Более того, он же ввел в научный оборот и термин «старославянский язык».

«До Востокова лишь немногие ученые задумывались над соотношением этого языка с русским, – подчеркивает доцент кафедры славянской филологии СПбГУ Ольга Гусева. – Но главное, что Александр Христофорович первым применил научные методы исследования в сравнительном историческом языкознании. Его наработки мы применяем до сих пор».

Именно Александр Востоков «открыл глаза» России и на ее истинное сокровище – национальную поэзию. Ведь он не только первым научно обосновал особенности русского стихосложения, но и заставил обратить внимание на его красоту и образность. И, кстати, не случайно именно этот ученый рекомендовал принять солнце русской поэзии – Александра Пушкина – в члены Императорской академии наук.

«Важно и то, что Востоков заложил основы еще одной науки – палеославистики, то есть изучения и описания древних славянских рукописей, – объясняет Ольга Гусева. – К примеру, он первым издал со своими комментариями на русском языке знаменитое Остромирово Евангелие. Эта работа и поныне имеет огромную научную ценность».

Но при этом Александр Востоков стоял у истоков изучения и простого разговорного языка. Он выпустил два учебника русской грамматики, которые не раз переиздавались вплоть до конца XIX века.

Фото: wikipedia.org

«ОТЕЦ» СВЕТЛАНЫ

И еще один любопытный факт. По мнению некоторых современных исследователей, русское имя Светлана появилось благодаря Востокову. Он «сконструировал» его из нескольких древних славянских имен и «подарил» героине своей же поэмы «Светлана и Мстислав», написанной в 1802 году. А уже появившаяся спустя десятилетие (в 1812 году) поэма Жуковского «Светлана», можно сказать, «легализовала» это имя.

Но самое примечательное, что Александр Христофорович по крови был самым настоящим немцем: родился в Прибалтике в 1781 году и был внебрачным сыном лифляндского барона Остен-Сакена. Более того, в раннем детстве он даже не говорил по-русски. А его фамилия Востоков является переводом с немецкого, причем сделанным им самим. Ведь в метриках – исходя из обстоятельств появления на свет – он был записан как Александр Остенек.

«Надо, конечно, отдать должное его петербургским учителям в Пажеском корпусе и в Академии художеств, которые безошибочно разглядели его призвание и любовь к русскому языку, – отмечает Ольга Гусева, – а им он научился владеть безукоризненно. И уже в 12 лет писал очень неплохие стихи! Мне кажется, что в конце своей жизни Александр Востоков уже и не считал себя немцем».

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

ЧИСТАЯ ГОТИКА

Парадоксы коснулись и памяти знаменитого филолога. Востоков скончался в феврале 1864 года и был с почестями погребен на Волковском лютеранском кладбище.

Но, несмотря на то что его имя увековечено в истории, в 80-х годах XX столетия монументальное надгробие в виде саркофага из прекрасного черного базальта оказалось уничтоженным. Причем сделано это было вполне квалифицированно: судя по отметинам на двух сохранившихся фрагментах надгробия, с использованием строительных перфоратора и компрессора.

По сведениям краеведа и исследователя Ильмари Лахти, все остальное пошло на… щебенку для отсыпки дорожек на том же кладбище. Кстати, появление в данной истории этого неравнодушного и энергичного (несмотря на преклонный возраст) человека тоже можно считать парадоксальным. Как и его увлечение и биографию.

«Я ведь всю жизнь проработал инженером-строителем и, казалось бы, от филологии страшно далек, – смущенно улыбаясь, рассказывает Ильмари Андреасович. – Но дело в том, что мое послевоенное детство прошло в Нарве. Возле одного из разрушенных домов я нашел детскую энциклопедию на финском языке, напечатанную красивым готическим шрифтом. Она помогла мне самостоятельно выучить финский язык, привив и почтение к филологии».

Много позже, во время обучения в Ленинградском инженерно-строительном институте, Лахти узнал, что в Выборге похоронен основатель литературного финского языка Микаэль Агрикола.

Студент-строитель поехал туда, нашел могилу и увидел, что она находится в разоренном состоянии.

«Мое обращение в администрацию города дало плоды: захоронение привели в полный порядок, – отмечает Ильмари Андреасович. – А потом так уж получилось, что я стал инициатором восстановления разрушенных надгробий людей, связанных еще и с русской словесностью».

Фото: ЭСКИЗ АРХИТЕКТУРНОГО БЮРО «ТЕКТОНИКА»

ИСЧЕЗНУВШИЙ СЛЕД

Речь идет о племяннице поэта Василия Андреевича Жуковского и самом близком для него человеке Марии Протасовой, а также о его биографе и душеприказчике Карле Зейдлице. Между прочим, как раз от Жуковского «протянулась тропинка» и к лингвисту Востокову, потому что эти выдающиеся люди были хорошо знакомы и высоко ценили друг друга.

Примечательно, что примерно в те же 80-е годы прошлого века исчезли находившиеся на Волковском лютеранском кладбище захоронения нескольких родственников Востокова по линии супруги. И тоже, кстати, оставивших свой след в истории России.

В частности, среди них были архитектор Иван Гальберг, участвовавший в возведении здания Главного штаба и Александринского театра, и скульптор Самуил Гальберг, выполнивший посмертную маску Александра Сергеевича Пушкина, а также и автор фигур архангелов Михаила и Гавриила для Троицкого собора.

«Администрация кладбища поддерживает мою инициативу возрождения памяти о Востокове, – делится Ильмари Лахти. – Вот только могилы его родственников в силу объективных причин восстановить уже вряд ли получится. Поэтому на воссозданном захоронении Александра Востокова планируется разместить табличку не только с его именем».

Теперь вопрос в деньгах. Ведь работа с таким материалом, как черный базальт, – дело недешевое. Эскизный же комплексный проект воссоздаваемого надгробия и благоустройства участка выполнили по собственной инициативе и на свои же средства мастера петербургской архитектурной мастерской, специализирующейся на храмовом строительстве. Для этого им пришлось провести даже исторические изыскания.