Яндекс.Метрика
  • Анастасия Белогурова

Мария Семенова: «Это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»

Писатель представила в Петербурге свою новую книгу
Фото: Анастасия Белогурова

В конце марта в Петербурге прошла презентация книги Марии Семеновой «Братья. Книга 3. Завтрашний царь. Том 1», предыстории знаменитой серии романов славянского сеттинга «Волкодав».

Автор не просто поделилась творческими планами и историями из своего писательского опыта, но и дала некоторые советы, которые могут пригодиться как молодым, так и опытным писателям.

Первое, на что некоторые читатели «Братьев» обратили внимание: в отличие от «Волкодава» текст выглядит детальнее, атмосфернее, и оттого немного сложнее воспринимается. Но это замечание не задело автора. Мария, наоборот, желала вынести этот вопрос на обсуждение.

«Братья – это серия не для новичка. Это книги для людей с читательским опытом, это книги для тех, у кого есть доверие ко мне, как к автору. Действительно, в книгах этой серии текст немного сложен для восприятия. Но именно эта сложность и создает атмосферу. Если ты берешься писать о каких-то древних временах, а в «Братьях» история более древняя, чем во всеми любимом «Волкодаве», то необходимо помнить, что твои герои владеют определенными практиками. И зачастую эти практики не являются для нас чем-то обыденным, будь то плетение лаптей или привычное для их лексикона «полозновица» вместо колеи. Именно из этих, казалось бы, малозначительных и непривычных для рядового читателя деталей строятся качественные миры», – пояснила Марина Семенова.

«Ремесла» не стыдится

При этом тексты писательницы не всегда были такими хитросплетенными и мастерски написанными. Только в последние годы ее сотрудничества с издательством «Азбука-Аттикус» ей не требуется редактор. Доверяют. Но ради этого пришлось пройти долгий путь.

«Я не помню, как я впервые начала что-то придумывать и сочинять. Еще пешком под стол ходила, а уже конструкции стола были скалами, горами и неведомыми замками, и там уже кто-то попадал в беду, а кто-то шел его спасать, – улыбается Мария Семенова. – Потом научилась писать, по-детски и наивно исправляла плохие концовки любимых книг на хорошие. А уже полноценно погрузилась в ремесло, наверное, как каждый молодой автор, благодаря стихам. Я думала стихами, но, к сожалению, эти думы вытеснила сессия, и я перекрыла кран вдохновения и забросила стихи на 20 лет. Но и к этому ремеслу пришлось вернуться, когда я поняла, что мои герои почему-то не поют у костра, а ведь песня – это первое, что лежит в основе мифологии. Без поэзии, а как следствие, и песни невозможно построить мир».

Мария Семенова ничуть не стыдится слова «ремесло». Для нее такое определение своей деятельности, напротив, звучит гордо.

«Если ты горишь каким-то делом – совершенствуйся. Никто не рождается мастером. Как говорил мой мудрый отец: гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда, того самого ремесленничества», – рассказала она.

Для нее именно возможность постоянного совершенствования, пожалуй, остается главным в любом занятии.

«Мне любое дело интересно, пока я в нем развиваюсь. В писательстве я потолок не ощущаю», – сказала автор.

К слову, именно благодаря писательской деятельности Мария Семенова проявила интерес ко многим занятиям, казалось бы, которые никак не укладываются в интересы одного человека.

«Я почти стала плетуханом (плела лапти – Ред.), занималась айкидо, сама седлала лошадей, – с гордостью в голосе рассказывает Мария Васильевна. – Потому что для каждого автора важно пощупать то, с чем он работает. Когда ты начинаешь что-то щупать ручками, совершенно другие слова получаются».

Фото: Анастасия Белогурова

Ошибки допускают все

Безусловно, не всегда есть такая возможность. В этом случае Семенова советует обращаться к знающим людям. И безжалостно их расспрашивать. Именно это поможет нам сократить количество неточностей и избежать некоторых ошибок. К сожалению, не всех, ведь даже в эпоху обилия информации мы не всегда можем отличать зерна от плевел.

«Знаете, с проверкой информации всегда были сложности. Интернет просто увеличил ее объемы, но не объемы достоверности. А со славянским бытом и мифами всегда было весело, – тяжко вздыхает Семенова. – Помнится, однажды моя подруга попросила у меня консультацию по славянским оберегам, я решила не просто вытрясти свои знания из сундука, но и пополнить его. Захожу в книжный и первое, что вижу, – книга «Славянские обереги». Такое совпадение, ну как не купить? Взяла не глядя.

Открываю дома и вижу, что в обозрении культуры и этнографии славян он цитирует «Волкодава». Да, безусловно, при написании я опиралась на реальные факты, но пишу я в жанре фэнтези, минимум половина – это мои придумки, которые могут быть взяты совершенно из других источников. А автор опирался именно на них».

Поэтому Мария Васильевна и советует молодым авторам перепроверять ту информацию, в которой они не разбираются. При этом набивать шишки не страшно. Так формируется опыт.

«И я ошибаюсь, и все ошибаются, главное – учиться на своих ошибках и не прекращать делать то, что тебе нравится. И адекватно воспринимать критику. Ведь творчество – это не про успех и гонорары, это стиль жизни. Мы не можем не писать. Нас вдохновляет все», – убеждена Мария Семенова.

Писатели действительно видят идеи во всем: в архивных историях, других произведениях и в обычных прохожих. Они подглядывают за окружающей жизнью, чтобы мы могли подглядывать за другими мирами.

«Поэтому, когда ваш друг писатель попросит вас прочитать кусочек его работы, чтобы взглянуть на его мир чужими глазами, – не злитесь на него», – дала напутствие всем Мария Семенова.